16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 82.43 / ₽ 8527
  • RTS871.13
25 мая 2015, 22:03 Право

За «нежелательными организациями» уже пришли. Правозащитники под ударом

Лента новостей

Генпрокуратуру попросили проверить Фонд Карнеги, Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International и фонд «Мемориал»

Активист Amnesty International.
Активист Amnesty International. Фото: David W Cerny/Reuters

Закон о нежелательных организациях заработал: депутат от ЛДПР Виталий Золочевский попросил Генпрокуратуру проверить Фонд Карнеги, Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International и фонд «Мемориал». У него появились подозрения, что данные организации могут представлять угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности России. По словам депутата, начинать надо с них, потому что они — самые известные.

Виталий Золочевскийдепутат от ЛДПР«Они всегда на слуху, постоянно какие-то скандалы вокруг. Например, Human Rights Watch позволила Украине ограничить права человека. Постоянно какие-то скандалы вокруг «Мемориала», всех эти организаций... Поэтому я попросил генерального прокурора проверить, не попадают ли они под этот закон. Я не хочу, чтобы какие-то иностранные капиталы с помощью денежных средств непонятного происхождения оказали влияние на политическую ситуацию в нашей стране. Только граждане РФ путем прямого голосования должны влиять на то, какая власть в нашей стране будет, но никак не какие-то иностранные организации с иностранным капиталом. Я же никого не обвиняю в данной ситуации — я просто попросил генпрокурора проверить».

Каким образом историческая и правозащитная деятельность может подрывать устои свободного общества и угрожать его безопасности, совершенно непонятно, говорит председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.

Олег Орловпредседатель совета правозащитного центра «Мемориал»«Международный «Мемориал» — это историко-просветительская международная организация. Она занимается исследованиями историческими, связанными с массовыми репрессиями в прошлом. Выставки, книги, семинары. В «Мемориале» более 50-ти организаций из разных регионов России. Вторая составляющая — защита прав человека, пострадавших от неправомочных действий государства, суда в том числе. И то, и другое может у определенных представителей власти вызывать недовольство. Вот в тоталитарном государстве действительно его устои подрывает любая независимая общественная инициатива. Тогда да, тогда, конечно, мы представляем угрозу тоталитарному государству. Но вся наша деятельность действительно направлена на то, чтоб никогда больше в России тоталитарное государство не было построено».

Так называемый закон о нежелательных организациях — это на самом деле давно пылившиеся на полке поправки в четвертую главу Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известного как «закон Димы Яковлева». То, что они срочно приняты именно сейчас, весьма симптоматично, равно, как и упоминания о выборах, хотя, казалось бы, тема совершенно иная.

Владимир Слатиновэксперт Института гуманитарно-политических исследований«То, что он принят сейчас и принят чрезвычайно скоропостижно, по всей видимости, связано с тем, что, несмотря на гигантский рейтинг верховной власти, несмотря на максимальную степень политического контроля, который осуществляет верховная исполнительная власть сегодня над российским политическим пространством, существует фундаментальная неуверенность в себе, связанная с тем, что значительная часть высших российских чиновников почему-то уверены в том, что против России, а прежде всего, конечно, против них лично затеяна огромная геополитическая игра на понижение, в которой задействованы все ресурсы, включая ресурсы внутри России. Периодические заявления крупных должностных лиц о том, что поставлена задача сменить политическое руководство России или его дискредитировать — еженедельно тот или иной крупный государственный чиновник озвучивает данную позицию. К этому надо относиться довольно серьезно, с точки зрения представлений значительной части российской элиты относительно их собственных опасений, вот этих самых сценариев и перспектив. Эти высказывания выглядят довольно специфическими, но не отражают представления о реальности. Так что наличие такого оружия, которое позволяет очень оперативно, без суда, в ручном режиме применять силовые стратегии в отношении подобных структур — в этом состоит замысел законопроекта. Опасающаяся за попытки собственной деструкции власть сформировала набор инструментов, позволяющих ей, как ей самой кажется, активно защищаться. И вопрос по поводу досрочных выборов 2016 года также укладывается в эту общую линию».

Внешнеполитическая служба ЕС уже заявила, что новый закон является тревожным шагом в серии ограничений гражданского общества, независимых СМИ и политической оппозиции. В свою очередь, государственный департамент США выразил обеспокоенность новым законом, заявив, что «эта новая мера приведет к ограничениям гражданского общества в России».

Между тем фонд «Династия» Дмитрия Зимина, который занимался поддержкой российских ученых, попал в список «иностранных агентов». Вероятно, он прекратит свою деятельность. Сам Зимин сообщил Business FM, что объявит о принятом решении 8 июня.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию