Автомобили, без которых Победа была бы невозможна
Лента новостей
В день 70-летия великой Победы нельзя не вспомнить и технику, которая воевала, перевозила, снабжала. В частности, автомобили, без которых Победа была бы невозможна
Т-34, КВ-2, ИС, Т-28, СУ-85. Этот список боевых машин, танков, средних, легких, тяжелых, артиллерийской поддержки, которые сражались и выиграли Великую Отечественную войну, можно продолжать. Но в день 70-летия Победы хотелось бы вспомнить и об автомобилях, которые спасали людей, перевозили войска и нередко становились не менее грозным оружием, чем легендарных танк Т-34.
«Полуторка»
ГАЗ-АА, а позже ГАЗ-ММ — легендарная «полуторка». Самый массовый грузовой автомобиль в годы войны. Серийное производство машины началось на Горьковском автозаводе в 1934 году. Конструктивно грузовичок является копией модели Ford AA, однако советские инженеры изначально внесли в машину ряд изменений. Были усилены руль, подвеска, сцепление.
Именно «полуторка» чаще всего ходила по так называемой «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. В город перегруженные машины везли продовольствие, обратно уходили с ранеными, больными людьми. В основном вывозили детей и стариков.
Чтобы упростить и удешевить производство, в годы войны появились специальные модификации «полуторки» ГАЗ-ММ — B. Эти машины имели деревянные кузова (как первые ГАЗ-АА), только задние тормоза, одну фару, а вместо дверей брезентовую ткань.
«Захар»
ЗИС-5 легко можно спутать с «полуторкой», машины, действительно, очень похожи и имеют также американские корни. Однако ЗИС-5 был несколько больше, имел грузоподъемность три тонны. ЗИС-5 так и называли «трехтонка», а в войсках предпочитали именовать его, а точнее военную модификацию ЗИС-5 B — «Захар».
Одна из версий грузовика, с тремя осями ЗИС-6, должна была стать основой для легендарной «Катюши». Однако испытания показали, что автомобиль для этого малопригоден. Дело в том, что для залпа установку надо было повернуть на 90 градусов относительно продольной оси грузовика, а в результате этого машину сильно раскачивало, и терялась точность стрельбы. В результате «Катюши» в основном устанавливались на грузовики союзников.
StudebakerUS-6
Вообще, в годы войны промышленность СССР была переориентирована на выпуск преимущественно боевой техники — танков, самолетов. А вот подвижного состава для перевозки людей, боеприпасов, да и для установки орудий очень не хватало. На помощь, пусть и не сразу, но пришли союзники, без техники которых справиться советским войскам также было бы крайне сложно.
Один из самых массовых грузовиков, поставляемых в рамках ленд-лиза в СССР, — Studebaker US-6. И именно он стал основным транспортным средством для минометных систем БМ-13, или «Катюша». Грузовик выпускался только в годы войны. Всего в США произвели 200 тысяч таких машин, больше половины из которых отправили в СССР.
Автомобиль оснащался карбюраторным двигателем объемом 5,2 л мощностью 95 л.с. В Советский Союз поставляли модификации с колесными формулами 6х4 и 6х6, с длиной 4 120 мм и короткой базой — 3 760 мм.
WillysMB
А это уже самый массовый легковой внедорожник, которые союзники поставляли в СССР в годы Великой Отечественной войны. Причем машина служила не только как генеральский джип, но и выполняла боевые задачи. В частности, Willys MB таскал за собой 45- миллиметровые противотанковые пушки.
Серийное производство Willys MB началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford. Последние поставляли эти джипы, в том числе и в СССР, под названием Ford GPW. Автомобиль оснащался 2,2-литровым двигателем мощностью 60 л.с.
«Иван-Виллис»
Внедорожник Willys MB показал себя весьма полезным, поэтому в СССР решили организовать производство автомобиля подобного типа. В конце 1942 года на заводе в Нижнем Новгороде был выпущен первый внедорожник ГАЗ-67Б. Так как машина была очень похожа на Willys MB внешне, ее тут же прозвали Иван Виллис» или ХБВ (Хочу быть «Виллисом»).
Хотя конструктивно ГАЗ-67Б был проще, и в обслуживании оказался легче американца, поскольку часть его агрегатов унифицирована с агрегатами как «полуторки», так и «эмки». К тому же «Иван Виллис» мог тащить за собой гораздо более солидные грузы, чем американский внедорожник.
«Додж три четверти»
Еще один легендарный ленд-лизовский внедорожник Dodge WC-51 или «Додж три четверти». Такое прозвище машина получила из-за необычной грузоподъемности — 3/4 тонны. Так что фактически автомобиль можно отнести к легким грузовикам. Однако Dodge WC-51 часто использовался и в качестве штабного автомобиля.
Также Dodge WC-51 и его модификации 55 и 56 использовали и в качестве тягача военной техники, на него устанавливали крупнокалиберные пулеметы и даже 37-миллиметровую пушку.