Майские легионы
Лента новостей
Первое мая во Франции — la fête du travail, праздник труда, официальный нерабочий день, отмечаемый широко и искренне. Одна из его примет — ландыш
С утра 1 мая заехал в нашу деревню. Небольшая группа сельских активистов, как и каждый год, продает ландыши. Веточка с цветами и листком по одному евро. Чаще бывает по полтора. Спросил у знакомой: «Надин, на что сегодня сборы пойдут?» Надин объяснила, что для ассоциации помощи больным лейкемией.
Ландыши во Франции, действительно, обычно расцветают уже к первому мая. Их продают по всей стране, от Парижа до самых до окраин. Продают индивидуально — бабульки, девушки и школьники стоят на улице с корзинками, предлагают свои садовые или собранные на «секретной» полянке в лесу. Цветочные магазины выставляют икебану поизысканней перед витринами. Есть организованные группы профсоюзников и разных других организаций. Эти закупают оптом в хозяйствах, специализирующихся на выращивании ландышей как раз к празднику. Восемьдесят процентов всех ландышей выращивается в районе Нанта (Атлантическая Луара), там, где застряли построенные для России «Мистрали».
Из-за кризиса рынок ландышей в последние годы сокращался, но по данным прошлого года снова стал расти. Институт TNS-Sofres подсчитал, что в 2014 г. было продано ландышей на 26,5 млн евро. Это без учета «диких» продаж, которые по давней традиции разрешены 1 мая без уплаты каких-либо сборов или налогов. Обычно каждый год продается примерно 60 миллионов веточек-букетиков ландышей.
То есть, практически каждый француз и француженка считает долгом иметь на праздник этот цветок. И я заодно с ними.
Так что получается почти сто миллионов евро, а может, и больше. Кстати, сборы идут не только на благотворительность, но и в бюджет разных политических организаций. Активисты компартии Франции, например, сдают в парткассу до 600 тысяч евро каждый год. Это примерно 10% всех поступлений партии.
Конечно, и у нас ландыш — символ мая. Кто постарше, помнит, как Гелена Великанова пела: «Ландыши, ландыши, светлого мая привет». Все знают песню Ива Монтана Le Joli Mai («Прекрасный май») с оригинальным французским текстом на музыку советской «Одинокой гармони» Бориса Мокроусова. В нашей песне (слова Михаила Исаковского) «с яблонь цвет облетает густой», а во французской (слова Франсиса Лемарка) — «майский ландыш в прическах любимых, вечный праздник нам май обещал. Красный бант легиона счастливых самой главной наградою стал» (перевод Виктора Печака).
Что это за майский легион счастливых — la légion du bonheur? Это игра слов: légion d’honneur — почетный легион. И еще это о том, как в ландыше переплетаются две истории — старая легенда о цветке-обереге, амулете на счастье и история борьбы трудящихся за достойную жизнь.
В кельтских поверьях ландыш — цветок, символизирующий смену суровой зимы счастливым теплым летом. Первого мая 1561 года кто-то преподнес королю Карлу IX цветок ландыша на счастье. Ему так понравилось, что решил — каждый год каждой придворной даме на Первомай будет вручаться по ландышу.
Рабочее движение тоже традиционно отмечало День солидарности и борьбы за права первого мая — в память о забастовке чикагских рабочих в 1886 году. Долго символом рабочего Первомая была дикая роза или красный треугольник (символ требования о 8-часовом рабочем дне — восемь работать, восемь отдыхать, восемь спать). Но в какой-то момент — во Франции считают, что с середины 1970-х — два праздника сплелись и теперь «май-труд-мир» неразлучны с ландышем. Так что — с праздником!