Следствие не меняло мотив в деле об убийстве Немцова
Лента новостей
Хотя в СМИ появилась информация о том, что следствие якобы пришло к выводу о религиозно-политическом мотиве убийства Немцова, на деле это оказалось не так. СКР предъявил обвинение трем оставшимся фигурантам в совершении убийства из корыстных побуждений или по найму
Следственный комитет России предъявил обвинение трем оставшимся фигурантам дела об убийстве Бориса Немцова. В СМИ прошла информация, что следствие якобы изменило мотив совершенного преступления. Так, по данным газеты «Коммерсантъ», трем предполагаемым соучастникам Рамзану Бахаеву, Тамерлану Эскерханову и Шадиду Губашеву якобы вменили убийство, совершенное «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти». Однако их защитники не подтвердили это.
Как и двум другим фигурантам — Зауру Дадаеву и Анзору Губашеву — троице инкриминируется совершение убийства по найму. Следователь по особо важным делам Игорь Краснов вменил Рамзану Бахаеву, Тамерлану Эскерханову и Шадиду Губашеву две статьи: незаконный оборот оружия (ч.3 ст. 222 УК РФ), а также в соучастие в умышленном убийстве (ст. 33, ч.2 ст. 105 УК РФ).
Религиозная ненависть или нанятые киллеры?
При этом некоторые СМИ написали, что следствие якобы инкриминировало фигурантам пункты «ж» и «л» ч. 2 ст. 105 УК — «Совершение убийства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды». В частности, об этом написала газета «Коммерсантъ».
Было известно, что ранее, 8 марта, двум другим фигурантам — Зауру Дадаеву и Анзору Губашеву — было предъявлено обвинение в несколько иной формулировке. В тот же день Басманный суд рассматривал вопрос об их аресте. На заседании следователь сообщил, что Дадаеву и Губашеву вменяются пункты и «ж» и «з» ч.2 ст. 105 УК РФ («Совершение убийства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой из корыстных побуждений или по найму»).
Позже в СМИ появилась версия о том, что Немцов был убит за негативные высказывания об исламе. Об этом написало агентство «Росбалт».
Адвокат Рамзана Бахаева Софья Рубасская сообщила в понедельник РАПСИ, что после предъявления обвинения ее подзащитный был допрошен в качестве подозреваемого. «Он заявил, что не признает вину», — сказала адвокат, отказавшись сообщить другие подробности.
В то же время защитница Тамерлана Эскерханова Роза Магомедова в интервью BFM.ru опровергла появившуюся в СМИ информацию о другой редакции вмененной статьи 105 УК. По ее словам, Эскерханову предъявлено обвинение в пособничестве в совершении убийства по найму (статье 33, а также пункты «ж» и «з» статьи 105 УК РФ). Процедура предъявления обвинения состоялась в минувшую пятницу, 13 марта. Свою вину Эскерханов не признал и в очередной раз заявил, что на момент совершения преступления у него было алиби. «Он утверждает, что находился в ночном клубе, где неофициально работал охранником. Эскерханов не знаком с другими фигурантами дела, он впервые увидел их в суде на аресте», — утверждает Магомедова. Она уверяет, что отец шестерых детей с одной почкой даже не знает, кто такой Немцов или Собчак и ему было совсем не до политики.
Защитник Шадида Губашева Илья Трофимов сообщил BFM.ru, что его клиенту предъявили официальное обвинение в понедельник. Шадид Губашев, который приходится младшим братом Анзору, также завил о своей невиновности. «Шадид непричастен к убийству», — сказал он. От дальнейших комментариев адвокат отказался, сославшись на подписку о неразглашении данных предварительного следствия. Однако, как сообщил BFM.ru источник, близкий к следствию, Губашеву также инкриминируется совершение убийства из корыстных побуждений или по найму. «Речь о религиозной ненависти, о которой поторопились сообщить некоторые СМИ, пока не идет», — отметил собеседник портала, добавив, что следствие отрабатывает все возможные версии.
Адвокат предполагаемого киллера Заура Дадаева Иван Герасимов говорит, что следствие пока не меняло формулировку обвинения его подзащитному. «Никакого обвинения в новой редакции Дадаеву не предъявляли», — заверил он BFM.ru.
«Киллер» на жизнь не жалуется
В пятницу адвокат навестил своего клиента в Лефортовском СИЗО. «Он сидит в двухместной камере, всем доволен, на жизнь не жалуется», — поведал Герасимов. Адвокат добавил, что согласовал официальную позицию со своим подзащитным после того, как Дадаева навестили в СИЗО правозащитники. Напомним, что членам Общественной наблюдательной комиссии арестованный заявил, что после задержания был избит, фактически отказавшись от признательных показаний. «Мы позицию согласовали, но какая она, я пока сказать не могу», — признался он. Позже защитник признался, что Дадаев сообщил ему о наличии алиби.
Между тем, следствие назначило по делу более десятка экспертиз, в том числе, баллистическую и судебно-медицинскую. Следователь уведомил об этом Дадаева и его адвоката, ознакомив с соответствующими постановлениями в конце прошлой недели. Проведение экспертиз может занять до двух месяцев, говорит защитник.
Подробности из жизни Дадаева
Накануне издания выяснили подробности последних шести месяцев жизни Заура Дадаева. СМИ узнали, где он жил, чем занимался и с кем поддерживал отношения. В числе собеседников журналистов бывшие сослуживцы Дадаева, его родственники и анонимные источники.
Из открытых источников известно, что Дадаев, будучи заместителем командира батальона «Север», жил в Грозном на казарменном положении, а в Москве был в отпуске около месяца с января по февраль. Об этом ранее заявлял секретарь Совбеза Ингушетии Альберт Барахоев.
В интервью РБК сестра Дадаева Тамара упомянула, что из Грозного Дадаев уехал вместе с командиром. Известно, что тогда батальоном «Север» командовал Алимбек Делимханов.
Источники в МВД Чечни подтвердили РБК, что в период службы бойцы батальона регулярно ездили в Москву в качестве сопровождения Делимханова и его брата, депутата Госдумы, единоросса Адама Делимханова.
По словам бывшего сослуживца Дадаева, последний проживал в Москве вместе с майором первой роты батальона Русланом Геремеевым, оба собирались работать, предположительно в одной из охранных структур родственника Геремеева. По словам источника «на занятиях по политинформации Дадаев и Геремеев всегда спали, их больше интересовало, когда будет выходной». Родственники Дадаева подчеркивали, что он не имел привычки говорить о политике, и не припоминали, чтобы он когда-либо упоминал имя Немцова.
Газета «Коммерсантъ» изложила беседу с одним из бывших сослуживцев Дадаева. Он дал интервью анонимно. В статье этот человек фигурирует под именем Сулим. По его словам, Дадаев служил в батальоне «Север» МВД Чечни фактически со дня его основания в 2006 году. Роту, в которой служил Заур Дадаев, «собирали очень кропотливо — из надежных и проверенных людей». «В ней каждый даже из зарплаты по две тысячи скидывал в общий котел на случай похорон, проблем со здоровьем в семье и т. д.», — говорит Сулим. Собеседник «Ъ» утверждает, что в столицу оба бойца «Севера» переехали еще в сентябре 2014 года и подрабатывали то в охране, то в некоем «коллекторском агентстве», принадлежащем, по его словам, высокопоставленному чеченскому чиновнику. Однако Сулим уверен, что совершить убийство Немцова Заур Дадаев не мог — слишком непрофессиональным ему показался почерк. Мужчина заявил, что Дадаев отлично стрелял, «поэтому четыре попадания из семи для него — это невозможно». Кроме того, Сулима удивил выбор оружия и патронов. По его словам, если бы боец батальона собирался убивать, он бы не искал патроны по складам, а воспользовался вооружением, которое изымается во время спецопераций у боевиков.
Стоит отметить, что несколько дней назад «Московский комсомолец» опубликовал фотографии предполагаемых убийц Немцова. Двое (один из них, предположительно, Заур Дадаев) попали в объективы камер видеонаблюдения в машине «ZAZ-Chance». Именно на ней, по данным следствия, убийца скрылся с места преступления. Как стало известно «МК», машину купили в сентябре прошлого года. И уже осенью этот автомобиль попадал в поле зрения видеокамер неподалеку от дома Бориса Немцова.