Убийство Немцова: СК против пристального внимания правозащитников к подозреваемым
Лента новостей
Как заявили правоохранители, те проявили интерес к материалам уголовного дела, «не являясь участниками уголовного процесса»
Президент Владимир Путин проинформирован о ситуации вокруг правозащитников, посещавших в СИЗО подозреваемых по делу об убийстве Бориса Немцова. Об этом заявил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Ранее СК вызвал на допрос правозащитников Еву Меркачеву и Андрея Бабушкина, побывавших в следственном изоляторе. Бабушкина обязали не разглашать материалы дела об убийстве Немцова: ему присвоили статус свидетеля, поэтому он больше не сможет посещать задержанных. Также должен состояться допрос Меркачевой, которая опубликовала статью о посещении СИЗО. СК заявил, что они «не являясь участниками уголовного процесса, стали интересоваться материалами уголовного дела».
Андрей Бабушкин — правозащитник и член ОНК Москвы. Ева Меркачева — тоже, но одновременно она работает журналистом «МК», где и была опубликована ее статья. В частности, в ней приводятся заявления подозреваемых о пытках в следственном изоляторе, а также сообщается, что главный подозреваемый Дадаев отказался от признательных показаний. При этом, по словам адвоката Дадаева Ивана Герасимова, его подзащитный заявил, что никакого давления на него не оказывали, и телесных повреждений, кроме следов от наручников, защитник на нем не видел. Он также подтвердил признательные показания подзащитного, передает РИА «Новости».
В любом случае, публикация статьи вызвала недовольство следствия. По мнению руководителя комиссии по гражданским свободам СПЧ и члена Общественной палаты Николая Сванидзе, понятны позиции обеих сторон.
Николай Сванидзеглава комиссии по гражданским свободам СПЧ«Если правозащитнику и журналисту попадает в руки материал о том, что человека били и выбивали из него признательные показания по участию в убийстве, еще к тому же и громком, странно было бы, если бы этот правозащитник и журналист об этом умолчал. Аргументация Следственного комитета, как я понимаю, такая: посещать подозреваемых, содержащихся под стражей, члены ОНК могут, а вести с ними разговоры о сути дела, о сути обвинения не могут, это не в их компетенции. Я понимаю эту аргументацию, но, тем не менее, я понимаю прекрасно и своих коллег».
Уже побывавший на допросе Бабушкин рассказал ТАСС, что следователей интересовали мотивы правозащитников. По его словам, допрос прошел в доброжелательной атмосфере, и следователи искренне пытались разобраться в том, что и почему делали правозащитники. В среду сотрудники СК приезжали и к Меркачевой, однако той не было дома, поэтому они передали повестку ее мужу. При этом следователи, по словам главного редактора и владельца газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева, попытались повлиять на политику издания, что противоречит закону о СМИ.
«Ева Меркачева не занималась расследованием — кто убил или почему убил Немцова. Все-таки мы не исключаем, что мы будем по вчерашнему визиту ночному подавать заявление о возбуждении уголовного дела о противодействии профессиональной журналистской деятельности, потому что те, кто пришли, активно говорили мужу, что и как она должна писать или говорить в средствах массовой информации. Это уже нарушение со стороны властей».
В среду пресс-служба СК распространила заявление о недопустимости вмешательства в ход расследования. «Посещение СИЗО было организовано для выяснения условий содержания подозреваемых, а члены комиссии, не являясь участниками уголовного процесса, стали интересоваться материалами дела, таким образом, нарушив не только установленные правила, но и закон», — отметили в СК. В любом случае, ситуация скорее всего будет постепенно замята, говорит зампред Общественного совета при МВД по Москве Антон Цветков.
Антон Цветковзампред Общественного совета при МВД по Москве«Исходя из той информации, которой я обладаю в настоящий момент, считаю: ни Меркачева, ни Бабушкин никаким образом не нарушали федеральный закон номер 76 «О членах Общественной наблюдательной комиссии», в котором четко прописаны все их полномочия. Я думаю, что вся эта ситуация сейчас постепенно сойдет на «нет». С моей точки зрения получение информации от обвиняемого, о том, что признает или не признает он свою вину, о том, как часто к нему приходит адвокат, или любые другие сведения, они входят в понятие «контроль соблюдения прав задержанных». Распространение ими этой информации также, с моей точки зрения, не является нарушением закона, потому что в целом это публичная информация, то есть это не является тайной следствия».
В среду адвокат обжаловал арест предполагаемого исполнителя убийства Немцова Заура Дадаева. Всего в рамках расследования задержаны, по официальным данным, пять человек, из них четверо подали апелляцию. В пятницу задержанных в СИЗО планируют посетить глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и его коллега Кирилл Кабанов. Что касается международной реакции, Европарламент, как и собирался, принял сегодня резолюцию, в которой гибель Немцова названа «самым громким политическим убийством в новейшей истории России». В ней содержится требование о «независимом международном расследовании».