16+
Понедельник, 18 ноября 2024
  • BRENT $ 71.41 / ₽ 7141
  • RTS852.91
30 декабря 2014, 18:00

Новый год в Европе начинается до Рождества

Лента новостей

В Интернете и соцсетях обсуждают кризисное настроение, которое якобы царит в Европе. Однако результаты опроса европейцев не столь очевидны. Выводы по другому показателю экономического здоровья и ожиданий людей на будущий год — рождественским продажам — эксперты сделают в январе

Фото: Marcelo del Pozo/Reuters

Перед Рождеством в российских социальных сетях вдруг в центр внимания попал репортаж Russia Today из Парижа. Корреспондент в этакой старосоветской манере рассказывала, что французы без радости встречают праздники — кризис, уныние и упадок.

Репортаж основан был на имевшем место опросе международной службы YouGov. А насмешки в России он вызвал с подачи Алексея Навального, обратившего внимание на его совсем уж старомодный тон. Как это часто бывает, опрос YouGov, говорит совсем не о том, о чем прошумели заголовки в России, да и в Европе тоже.

Но сначала о другом — о рождественском духе и маркетинге. Мы тут Рождество отмечаем по западному ордеру: тихий сочельник 24-го с духовной музыкой и горкой подарков под ёлкой, веселый день 25-го с прогулкой всей семьей и большим обедом с индейкой...

С индейкой в этом году промашка чуть было не случилась. В беготне забыли вовремя заказать — позвонить, как обычно, знакомой фермерше на соседнем хуторе. И вдруг она сама приезжает, стучится, говорит, что у нее последняя осталась, уже просят, а она про нас вспомнила. Причем ни телефона, ни адреса у нее не было, а вместо имени записано — «месье ле Рюсс», то есть «русский господин». Расспросила соседей-знакомых, нашла дом. Такой вот крестьянский маркетинг — рождественская индейка сама нас нашла.

Фермерская индейка, даже при том, что биологически чистая и свободно пасущаяся, стоит 10 евро за кило, что на пять-десять евро дешевле, чем в супермаркете. Впрочем, во французских супермаркетах такие гудящие толпы были, что про кризис и уныние как-то не вспоминалось.

Рождественские продажи считают важнейшим показателем экономического здоровья и еще ожиданий людей на будущий год. Результаты будут подводить в январе, пока есть предварительные прикидки и прогнозы. Ведущий британский ритейлер одежды Next Plc (500 магазинов на Британских островах и еще 200 по Европе и остальному миру) сообщил о росте продаж на 2,9% в восьминедельный предрождественский период (конец октября — 24 декабря). По расчетам британского Centre of Retail Research, в Англии рождественские продажи составят 74,3 миллиарда фунтов, в Германии — 61,2 миллиарда и 54,9 миллиарда во Франции. Сумма рождественских подарков и других прелестей на одного британца составит 775 фунтов.

Нынешний год подтвердил тенденцию последних лет — все больше покупок делают онлайн. У того Next продажи через Интернет выросли на 7,5%, то есть более чем вдвое против общего роста. По Европе в среднем около 20% рождественских продаж осуществлялись онлайн. И еще одно отмечают аналитики: взрывной рост продаж через мобильные устройства — смартфоны и планшетники. Около 30% всех продаж прошли через них, что представляет рост в 301%!

И вот тут нужно вернуться к «грустным настроениям» французов перед Рождеством. Многих в Европе поразило, что рождественские распродажи в Интернете начались еще до самого Рождества! Некоторые стали рекламировать свои замечательные скидки прямо в канун праздника, святой Сочельник. Как тут не расстроиться и не посетовать на засилье коммерциализации, упадок и забвение сути главного христианского праздника.

Для Франции критика меркантильного, цинично-материалистичного «англо-саксонского» мира — давняя культурно-историческая традиция. Так же как и уныние по поводу неспособности своей великой страны противостоять напору «американизма». Эту особенность настроений французов еще иногда называют «французским исключением». Скорее всего, этот фактор и был главным в результатах опроса YouGov. Я, как давний житель Европы, в этих опросах тоже участвую, и от Англии, и от Франции. Решил внимательнее посмотреть, как обстоит ситуация на самом деле.

Действительно, с радостью ждали Рождества примерно вдвое меньше французов (37%), чем англичан (69%) и немцев (71%). Но если посмотреть на подробную разбивку ответов на вопрос: «Что вас больше всего радует, когда вы думаете о Рождестве?», то видно, что у французов приоритеты не так уж отличаются от остальных европейцев. На первом месте — семья и друзья, с которыми вместе встречают праздник: во Франции 58%, в Англии 60%, в Германии 61%. Иисус Христос — на шестом месте во всех этих трех странах (12% во Франции, 13% в Англии и 16% в Германии).

Заметно еще одно явное отличие французов. Рождество — это повод отдохнуть от работы для 28% англичан, 27% немцев, но только для шести процентов французов! Не знаю, это в пользу французов или нет, но, кажется, подтверждает мои многолетние наблюдения. Если работа — ее работают, не отвлекаясь, если веселье, то веселье без забот и грусти. Англосаксы любят высмеивать короткую рабочую неделю во Франции, но поражаются, когда узнают, что здесь выше производительность труда, чем в странах с более продолжительной рабочей неделей.

Так что «кризис Европы» не имеет никакого отношения к рождественским вопросам.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию