26 декабря 2014, 16:00 Компании
Роман Андрюшин: в ближайшие месяцы ожидается рост экспорта алюминия, а также потребностей рынка
Лента новостей
В эксклюзивном интервью Business FM директор по сбыту на рынках России и стран СНГ Объединенной компании РУСАЛ Роман Андрюшин рассказал о том, как девальвация рубля отразилась на российском рынке алюминия и проектах компании
Директор по сбыту на рынках России и стран СНГ Объединенной компании РУСАЛ Роман Андрюшин в интервью Business FM рассказал о ситуации на рынке алюминия в России и новых проектах РУСАЛа.
Год был непростым, какова сейчас ситуация с потреблением алюминия на российском рынке?
Роман Андрюшин: Действительно год обещает быть довольно знаменательным, но я хочу сказать, что каждый год, особенно в алюминиевой отрасли, приносит дополнительные надежды, победы, завоевания, поэтому 2014 год завершается очередным приростом алюминиевого потребления на отечественном рынке, как в России, так и в странах СНГ. РУСАЛ также наблюдает определенный рост — порядка 3-4% роста на отечественном рынке, и это хороший показатель в сложившейся ситуации. Я думаю, что это должно послужить отправной точкой для развития на следующие пять лет. РУСАЛ рассчитывает на полномасштабное развитие внутреннего рынка, и это наш ключевой рынок на следующие пять лет, где мы хотим увеличить нашу долю продаж как минимум до 30% и прирасти еще как минимум миллионом тонн в потреблении первичного алюминия и сплавов. Мы крайне заинтересованы в развитии наших потребителей. Мы действительно чувствуем себя ответственными за развитие отечественного рынка и активно поддерживаем всю цепочку поставок и продаж алюминия уже в виде готовых изделий и потребительских товаров.
Потребление алюминия можно назвать индикатором экономического состояния страны?
Роман Андрюшин: Абсолютное большинство аналитиков считают, что экономическое состояние и экономический рост любой страны или региона очень сильно коррелирует со спросом на алюминий и основные индустриальные металлы. Мы рассчитываем полностью участвовать в росте, который показывает наша страна и наши соседи по СНГ.
С чем связано то, что алюминий заменяет другие цветметаллы?
Роман Андрюшин: В первую очередь это потребительские свойства алюминия — дешевизна, легкость и прочность. Алюминий сочетает в себе качества металлов, в то же время дает преимущество за счет своих потребительских свойств, за счет конъюнктуры рынка и конъюнктуры цены. Таким образом, он оказывается более выгодным в эксплуатации, и кроме прочего, это очень модный технологичный материал, который довольно успешно сейчас внедряется во всех отраслях нашей жизни.
А конкретнее?
Роман Андрюшин: Конкретнее, мы можем видеть, что автомобили сейчас становятся все более и более алюминиевые. Наши бытовые приборы в большинстве своем серебристо-алюминиевого цвета, и в то же время мы хотим максимально ускорить внедрение авиационных технологий, более современных дизайнерских направлений, которые в большей степени используют именно алюминий как материал отделки. Бесспорное потребительское свойство — облегчение материалов, используется не только в авиации, но также и в автомобилестроении, в бытовых приборах. Это улучшает нашу жизнь, с одной стороны, с другой стороны, это экономит расходы, связанные с эксплуатацией этих приборов, оборудования, автомобилей. Поэтому это не только данность моды, но и практическое применение, и улучшение качества нашей жизни. Еще раз подчеркиваю, алюминий и его применение удешевляет и повышает эффективность использования продукта в долгосрочной эксплуатации.
Давайте все-таки расставим точки над «i». Вот увеличение спроса в первую очередь с чем связано: с тем, что ситуация не очень простая, и алюминий выгодно использовать, или с техническими характеристиками?
Роман Андрюшин: Важны эксплуатационные характеристики, но в то же время важны и технические характеристики. Прочность, пластичность, долговременность эксплуатации, оборудования, любого изделия, которое мы получаем из алюминия.
Сразу вспоминаются из детства, из советской столовой алюминиевые ложки, вилки, которые хорошо гнулись.
Роман Андрюшин: Мне тоже вспоминаются, я даже на заре своей карьеры поработал в сфере как раз производства этих изделий, и они были широко применимы и востребованы в России. К сожалению, в настоящий момент они в меньшей степени востребованы, и это одна из задач, которую мы тоже ставим перед собой: возродить спрос, в том числе на алюминиевые изделия в бытовой сфере.
Что вы ожидаете в следующем году от экспорта в страны ближнего зарубежья?
Роман Андрюшин: Я рассчитываю, что мы будем расти по всей линейке продуктов, как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Я рад, что мы наблюдаем рост интереса к алюминиевой продукции и алюминиевым технологиям, которые проявляются в открытии новых предприятий в Казахстане, в Узбекистане, расширяется один из основных наших покупателей в Белоруссии. Производственные мощности по изготовлению продукции из алюминиевых сплавов (экструзия, алюминиевые профили, алюминиевый провод, посуда) сейчас также на подъеме, поэтому мы однозначно ожидаем прирост спроса из этих регионов и в этих секторах.
Раз уж мы коснулись экспортных поставок, ощутили ли вы влияние девальвации рубля?
Роман Андрюшин: Как поставщик, я не могу сказать, что девальвация рубля улучшила спрос на отечественном рынке и рынке ближнего зарубежья. Бесспорно, это улучшает наши конкурентные преимущества для предприятий, которые поставляют на экспорт, и как экспортер РУСАЛ также участвует в этом позитивном тренде. В части продаж в России и СНГ, к сожалению, это негативный фактор, который дестабилизирует рынок и усложняет ситуацию на нем в части взаиморасчетов между клиентами. Я думаю, что этот фактор начнет позитивно сказываться на отечественном рынке, когда стабилизируется обменный курс, то есть в среднесрочной перспективе возможно повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей и усиление экспортной составляющей.
Рубль слабел с начала года. Ощутили ли вы последствия?
Роман Андрюшин: Рубль слабел с начала года, что повернуло в определенной степени нашу экономику в пользу экспорта и импортозамещения. У нас появился потенциал по конкуренции местных производителей с производителями импорта. И, наверно, наибольший эффект мы можем получить в локализации автокомпонентов и производства изделий, которые традиционно завозятся из-за границы. Поэтому наибольший эффект ожидается в автоиндустрии, в части производства автокомпонентов для сборочных конвейеров зарубежных марок. Мы работаем практически со всеми представителями производств автокомпонентов, находящихся в России и СНГ, потребляющих алюминий. Более того, в настоящий момент мы ведем переговоры с автопроизводителями, планирующими открыть производство в России. Я думаю, что полномасштабный эффект от девальвации рубля в части усиления экспорта мы увидим уже в середине 2015-го года — в 2016 году. Получить немедленный эффект очень сложно, и, наверно, несправедливо на него рассчитывать в краткосрочной перспективе ввиду того, что для использования этого валютного плеча, ослабления рубля нужно, в первую очередь, обладать производственным потенциалом и конкурентными преимуществами, которые позволили бы немедленно охватить тот поток материалов, который сейчас идет из-за границы.
Вы уже сами затронули тему расширения производства, и тогда подробнее о проектах РУСАЛа.
Роман Андрюшин: Основные проекты, которые мы сейчас реализуем в РУСАЛе, направлены как на импортозамещение, так и на создание нового спроса на алюминий. В части импортозамещения это, конечно, программа локализации. И мы работаем с основными производителями и предприятиями, которые сейчас рассматривают площадки в России и в странах СНГ, способны производить конкурентный продукт и поставлять его на предприятия, использующие экспорт в настоящий момент. В части создания нового спроса у нас масса предложений и новых инициатив. Мы в настоящий момент участвуем в разработке алюминиевого вагона, который предоставляет колоссальные конкурентные преимущества для рынка перевозок. Это вагон, который гораздо легче, чем стальной вагон, обладает большей грузоподъемностью, дольше служит, в последующем перерабатывается в алюминий. То есть он еще платит своему владельцу путем возврата определенной стоимости в виде лома и переработки.
Алюминиевый вагон, какую продукцию можно в нем привозить?
Роман Андрюшин: В данный момент мы разрабатываем вагон «Хопер», который перевозит сыпучие материалы, и довольно-таки востребованный продукт на рынке, дающий немедленные преимущества за счет повышения грузоподъемности. Другой вагон, который рассматривается в проекте, это полувагон. Это другая ниша рынка, которая позволит перевозить сухие грузы, в том числе алюминий. У полувагона также повышенная грузоподъемность и улучшенные эксплуатационные характеристики.
Конечно, нефтепродукты, химия — это другая история.
Роман Андрюшин: Нет, это не другая история, это также в линейке наших продуктов, которые мы планируем разрабатывать. Например, цистерна из алюминия дает такие же преимущественные характеристики, она также повышенной грузоподъемности и также перерабатываема. Более того, в настоящий момент мы продвигаем алюминиевые автоцистерны и автофургоны, которые идентичны грузопотоку и характеру грузовых решений, которые представлены на железной дороге. Поэтому то, что реализовано уже в автоиндустрии, с успехом будет внедряться с нашей помощью в железнодорожном направлении.
Вам не хватает чего-нибудь от государства: каких-то регламентирующих актов, какого-то дополнительного изменения в законе?
Роман Андрюшин: В настоящий момент мы чувствуем довольно-таки серьезное внимание государства ко всем проблемам и ко всем нашим действиям. И я не могу сказать, что нам не хватает поддержки государства. Сейчас мы очень плотно работаем с Минпромторгом, Минэкономразвития, у нас идут постоянные консультации и совместная программа работ, которая направлена на поддержание отечественных производителей, на развитие рынка, на стимулирование спроса на отечественном рынке. Поэтому я очень рассчитываю, что те законодательные акты и инициативы, которые мы сейчас обсуждаем с правительством и с министерствами, будут реализованы. И это принесет положительный, важный эффект. Очень важные проекты, которые открывают нам рынки, в частности, для алюминия это строительные стандарты, которые очень важно сейчас адаптировать к мировой действительности и синхронизировать их с евростандартами. Это открывает широкие возможности для строительных конструкций из алюминия для алюминиевого профиля. Также нам нужно решить вопрос с разрешительными стандартами в части использования алюминия в жилом строительстве, алюминиевых проводах для электропроводки, в жилых помещения. Это очень важный момент и стимулирующий фактор для увеличения спроса на алюминий. Кроме того, очень важно ограничить недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных производителей. Очень важно стимулировать и помочь созданию новых совместных предприятий путем прямого инвестирования либо путем дотирования процентной ставки за кредиты. Все это обсуждается с правительством, и мы рассчитываем на положительный и сильный эффект от данных мероприятий.