Какие иностранные компании пострадали от девальвации рубля
Лента новостей
Обвал российской валюты приведет некоторые западные компании к необходимости переоценить свои российские активы
Обвал курса рубля в начале этой недели, активные попытки правительства стабилизировать ситуацию и внезапное резкое повышение базовой ставки Центральным банком страны вызвали беспокойство не только у российского бизнеса, но и у западных компаний, для которых местный рынок является одним из ключевых, либо здесь они закупают сырье.
Последующее за решением ЦБ ослабление рубля во вторник сразу на 12% привело к падению акций целого ряда европейских компаний. Впрочем, заявление министра экономического развития Алексея Улюкаева об отсутствии у правительства планов по введению контроля за движением капитала несколько успокоило западных игроков, ранее активно инвестировавших в Россию.
И речь не только о нефтегазовых корпорациях, которые являются давними партнерами российских энергетических гигантов. С похожими проблемами столкнулись производители автомобилей и предметов роскоши, банки, игроки из потребительского сектора, которые уже испытали трудности в начале этого года на фоне замедления экономики России из-за внутренних сложностей, и введенных ЕС и США санкций. Сперва игроки столкнулись с замедлением продаж, а теперь, возможно, будут вынуждены провести негативную переоценку своих местных активов из-за обесценивания курса рубля.
С такими проблемами столкнулся, например, французский молочный гигант Danone. Среди всех рынков, где работает компания, российский является крупнейшим и приносит ей 11% доходов. В активе Danone 24 завода, где трудится около 13 тысяч сотрудников.
В октябре финансовый директор французской компании Пьер-Андре Терис говорил, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, продажи продукции Danone, по-прежнему, растут. При этом структура продаж несколько изменилась, и компания готова пересмотреть свою продуктовую линейку, чтобы лучше отвечать потребностям покупателей.
Большую роль российский рынок играет и в стратегиях итальянских производителей потребительских товаров. Многие компании видели в этом рынке драйвер для своего бизнеса на несколько лет вперед, благодаря возможности наращивать продажи двузначными темпами, цитирует The Wall Street Journal аналитика Nomisma consultancy Дениса Пантини.
АВТОСТОП
С трудностями столкнулись и производители автомобилей. Некоторые компании, опасаясь существенного сокращения рынка в следующем году, сейчас пересматривают свои планы по инвестициям в Россию. В ноябре продажи новых автомобилей в стране сократились на 1%, отмечают эксперты Ассоциации европейского бизнеса. Многие аналитики допускают, что, если бы не девальвация, снижение было бы большим и сейчас часть россиян просто покупает новые авто, чтобы сберечь свои накопления.
Впрочем, альянс Renault-Nissan, контролирующий «АвтоВАЗ», заявил о намерении и дальше инвестировать в местный рынок, учитывая его перспективы. В планах партнеров — создание единой компании для закупок.
Учитывая высокую волатильность курса рубля, некоторые европейские компании оказались более консервативны. Например, Audi временно остановила отгрузки дилерам, пока курс российской валюты не стабилизируется. На такой шаг пошла General Motors, управляющая брендами Opel, Chevrolet и Cadillac.
ДИВИДЕНДНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
С трудностями могут столкнуться и крупнейшие промышленные инвесторы в Россию — западные нефтегазовые корпорации. Самым ярким примером этого является британская BP, которая владеет около 20% акций крупнейшей российской государственной нефтяной компании «Роснефть». В прошлом году эта инвестиция принесла зарубежному нефтяному гиганту 693 млн долларов дивидендов. Если же правительство продолжит давить на компании-экспортеры, нефтедобытчик может пересмотреть свою дивидендную политику, опасаются западные инвесторы.
В таком случае BP придется переоценить стоимость этого актива, что может спровоцировать «бумажные потери», отмечает аналитик Bernstein Research Аэн Пайл. Отметим, в ходе сделки по продаже ТНК-BP, британская компания получила крупный пакет в российском нефтедобытчике. Стоимость доли BP в «Роснефти» тогда была оценена в 28 млрд долларов. Рыночная стоимость 19,75% «Роснефти» сейчас составляет менее 7 млрд долларов.
Для BP возможная переоценка будет дополнительным ударом на фоне двух других трудностей. Во-первых, компания, как и весь сектор, страдает от падения цен на нефть. Во-вторых, британский концерн до сих пор судится из-за последствий аварии в Мексиканском заливе в 2010 году.
В случае введения ограничений на движение капитала пострадает и основной европейский конкурент BP — голландская Royal Dutch Shell, которая является давним партнером «Газпрома». Компания является инвестором двух проектов в России. В частности Shell контролирует 27,5% проекта «Сахалин 2», управляющего единственным в России действующим СПГ-заводом и 50% в нефтедобывающей компании «Салым Петролеум». Партнером голландской компании по этому проекту является «Газпромнефть».
ПРИНУЖДЕНИЕ К СРОМНОСТИ
Примечательно, что трудности испытывают не только промышленные компании и игроки, работающие с рядовыми потребителями, но и производители товаров роскоши. Ранее в развитие своих сетей в России активно инвестировали Louis Vuitton и Kering, но теперь сроки окупаемости этих вложений существенно увеличились. Ранее эксперты Altagamma прогнозировали снижение продаж премиальных товаров в России в этом году на 4-6%. Для сравнения, в прошлом году объем местного рынка роскоши оценивался в 5,8 млрд евро.
Ранее о снижении продаж заявляли и представители смежной отрасли — производители крепкого алкоголя, экспортирующие свою продукцию в Россию. О таком тренде, например, сообщали британская Diageo, выпускающая виски Bushmills и ром Captain Morgan, и Bacardi, производящая виски Dewar, вермут Martini. Скорее всего, снижение курса рубля лишь усугубит этот тренд.
Впрочем, некоторые компании ожидают роста продаж за счет возвращения состоятельных российских клиентов из Европы обратно в Россию. Некоторые из них уже отказались от зарубежного шопинга в пользу покупок в стране.