Жену соратника Навального подозревают в финансировании оппозиции госденьгами
Лента новостей
СКР инициировал уголовное преследование Александрины Маркво — гражданской жены исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова. Сам Ашурков сейчас также находится под следствием
Вслед за возбуждением уголовного дела в отношении соратника Алексея Навального, исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Владимира Ашуркова Следственный комитет России инициировал уголовное преследование его гражданской жены, Александрины Маркво и ее водителя Андрея Мыльникова. Их подозревают в мошенническом хищении (ст. 159 УК РФ) средств, выделенных в 2010 — 2014 годах в рамках выполнения госконтрактов по популяризации чтения в парках Москвы на общую сумму 64 млн рублей. Следствие считает, что средства, выделяемые из бюджета города, могли пойти на финансирование оппозиции.
Расследование так называемого «дела Маркво» началось после обращения депутата Евгения Федорова в правоохранительные органы. Он попросил проверить появившуюся в СМИ информацию о том, что мэрия Москвы якобы тайно финансирует деятельность Алексея Навального.
Как выяснило следствие, в 2010 — 2014 годах принадлежавшая Александрине Маркво фирма ЗАО «БЮРО17» заключила с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям семь госконтрактов на общую сумму 13 млн рублей и 9 контрактов с Департаментом средств массовой информации и рекламы столицы на общую сумму 51 млн рублей. Номинальным директором общества значился водитель Маркво — Андрей Мыльников. В соответствии с заключенными соглашениями фирма должна была провести ряд мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках отдыха Москвы, а также конкурса литературных анонсов.
Однако, как утверждают в СКР, компания экономила бюджетные деньги, а разницу предпринимательница клала себе в карман. Так, при организации одного из мероприятий в 2012 году Маркво бесплатно использовала инфраструктуру парка. «Однако в официальных отчетах было указано о якобы аренде помещения и понесенных в связи с этим затратах в размере более 2 млн рублей», — сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
По его словам, аналогичным способом Маркво в 2013 году похитила деньги, выделенные из бюджета города на выполнение работ по организации и проведению конкурса литературных анонсов «Новости от классиков». В отчете, представленном к оплате, Маркво, Мыльников и их неустановленные соучастники внесли ложные сведения о том, что для победителей конкурса были куплены дорогие призы, а аренда помещения для проведения торжественной церемонии награждения победителей обошлась в круглую сумму. «Все это якобы стоило Маркво почти 500 тысяч рублей. Но, как установило следствие, ни аренды помещения, ни торжественной церемонии она не организовывала, — заявил Маркин. — Вместо того, чтобы вручить четырем победителям призы в торжественной обстановке, подарки разослали почтой, а кому-то предложили забрать их самостоятельно». Он отметил, что подозреваемая сэкономила не только на церемонии, но и на подарках победителям литературных анонсов. Вместо ноутбука за первое место, планшета за второе место, смартфона за третье место и букридера за четвертое место они получили одинаковые бюджетные букридеры.
В СК отмечают, что в организованных Маркво мероприятиях участвовали писатели и представители творческой интеллигенции, которые оказались членами так называемого «Координационного совета оппозиции» и «Лиги избирателей». Среди них были писатели Дмитрий Быков, Лев Рубинштейн, Виктор Шендерович, Борис Акунин, телеведущие Михаил Шац и Татьяна Лазарева.
По данным следствия, двое последних в 2011 году получили около 1 млн рублей от ЗАО «БЮРО17», однако не смогли вспомнить, за какие именно мероприятия.
Борис Акунин, узнав о вызове к следователю, выехал за пределы России, а Лев Рубинштейн и Виктор Шендерович отказались давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ (она дает право не свидетельствовать против себя). По мнению Маркина, подобная реакция заставляет задуматься, чем могли заниматься эти лица в проекте, организованном Маркво и ее доверенными людьми.
В эфире Business FM Виктор Шендерович заявил, что мероприятия не были фиктивными, но он ни копейки за них не получил и объяснил, почему не стал отвечать на вопросы сыщиков. Писатель считает, что дело носит политический характер.
Виктор Шендеровичписатель«Я был приглашен выступить на общественных началах в благотворительном порядке в социальном проекте бесплатно, что и сделал. То, что я выступал, задокументировано многократно, у меня в Facebook это есть, и полный зал людей, и то, что это на самом деле состоялось. Я сослался на 51-ю статью, это политическое дело с самого начала. Мне это стало очевидно, как только я узнал, в чем дело. Следователь пытался невзначай перепутать года, когда я выступал. Говорил мне, что я выступал в 2012 году. Когда я поправил его, что я выступал в 2014 году, он, в общем, потерял интерес к ситуации, потому что в 2014 году все это проводила не Александрина Маркво, а уже совсем другая фирма».
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков согласен с Шендеровичем в том, что дело носит ярко выраженный политический подтекст. «Это желание, с одной стороны, нанести удар по группировке Навального. С другой стороны, представить в глазах обычных граждан, что эти борцы с хищениями, с коррупцией сами не чисты на руку», — сказал он в эфире Business FM.
Валерий Хомяковгенеральный директор Совета по национальной стратегии«Если верить тому, что говорит Виктор Шендерович, то, действительно, очень многое сходится. Конечно, это политика. Смешно, откровенно говоря. Почему тогда в 2012 году этим не занимались»?
Александрине Маркво и Андрею Мыльникову вменяют часть 3-ю и часть 4-ю статьи 159 УК РФ (Мошенничество в крупном и особо крупном размере). Им грозит до 10 лет лишения свободы.
Сама гражданская жена соратника Навального с детьми вот уже несколько месяцев находится в Великобритании. В октябре этого года Владимир Ашурков попросил у власти этой страны политическое убежище. В Англию он уехал после того, как этой весной СКР возбудил в отношении него уголовное дело о хищении 10 млн рублей. Деньги были перечислены осенью 2013 года сторонниками лидера оппозиции через Интернет с помощью так называемых «электронных кошельков», когда Навальный баллотировался на пост мэра города. В июне этого года Ашуркову заочно предъявили обвинение в «мошенничестве в особо крупном размере». Свою вину Ашурков отрицает и связывает уголовное преследование с оппозиционной деятельностью.
По словам его адвоката Вадима Кобзева, по уголовному делу давно не проводилось никаких следственных действий, а есть ли новости о получении политического убежища, он не знает. У адвоката сейчас более серьезные заботы: для его основного подзащитного — Алексея Навального — прокуратура запросила 10-летний срок по так называемому делу «Ив Роше». На 15 января 2015 года в Замоскворецком суде Москвы намечен приговор.
В московской же мэрии пока не видели документов по делу Маркво. При этом в ноябре руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков опровергал сообщения о том, что столичные власти, якобы, финансируют Навального. «Это, наверное, опечатка и неправильный подход. Мы не кормим Навального. Он сам, кажется, неплохо ест. У него есть жена Юлия, которая его кормит. Мы не финансировали Александрину Маркво. Ее финансировал Департамент СМИ и рекламы и Агентство по печати тоже ее финансировало. На тот момент, когда Александрина делала эти проекты, она не была ничьей герлфренд, она была одним из тысяч московских подрядчиков», — сказал чиновник в эфире радиостанции «Говорит Москва».