16+
Понедельник, 18 ноября 2024
  • BRENT $ 71.51 / ₽ 7151
  • RTS852.91
19 декабря 2014, 19:01

«Мистраль»: прощание славянки

Лента новостей

Невозможно представить, чтобы корабли передали и ситуация разрешилась. Это пощечина и тысячам простых рабочих, и инженерно-техническим работникам, и военным аналитикам, которые продумывали проект. Убытки несут и Россия, и Франция

Учебный корабль военно-морского флота Российской федерации «Смольный» покидает гавань французского Сен-Назера.
Учебный корабль военно-морского флота Российской федерации «Смольный» покидает гавань французского Сен-Назера. Фото: Stephane Mahe/Reuters

«Смольный», учебный корабль военно-морского флота Российской федерации, покинул гавань французского Сен-Назера.

Ужасно жаль наших мужиков, по-человечески. Глупая ситуация из-за никому не нужного украинского кризиса, войны почти, с кровью и страданиями мирного населения.

Моряки приехали учиться управлять новейшим, высоко автоматизированным кораблем. Два экипажа, четыреста человек, вместе со специалистами и переводчиками — до 550, и вот вся эта катавасия.

Я уже писал в этой колонке, и еще раз повторю: проект с «Мистралями» — это крупнейший военно-технический успех России за все время после окончания «холодной» войны и роспуска Советского Союза. Сравнить можно разве что с Международной космической станцией (МКС).

Подумайте: огромные корабли (водоизмещением около 24 тысяч тонн) построены совместно. Носовая часть во французском Сен-Назере, кормовая, включая переделанные подъемники для камовских вертолетов и доки для скоростных десантных судов, — на «Балтийском заводе» в Питере. Корабельную сталь сменили на ледокольную. За пять лет совместной работы над проектом удалось и скоординировать технические детали, и логистику, и подумать над изменением военно-политической концепции применения вооруженных сил, включая гуманитарную составляющую. Корабли класса «Мистраль» изначально задумывались, прежде всего, не как корабли вторжения, вооруженной агрессии, а как мобильные плавучие центры операций помощи страдающему в конфликтах мирному населению. На французском флоте они так и применялись до сих пор. За исключением, может быть, ливийского кризиса в 2011 году.

Когда теперь говорят, а они нам и не нужны, а мы и не хотели, а они вообще никудышные, эти пароходики, а пусть теперь сами разбираются, что с ними делать, — это нелепость. По каждой позиции можно, конечно, поспорить. Только не сейчас. Сейчас вспоминается басня Крылова про лису и виноград. Это оттуда: «видит око, да зуб неймет». Зуб неймет, значит, можно и обругать. Крылов написал русскую басню по мотивам древнегреческой, от Эзопа и не без влияния француза Лафонтена. Басню, кстати, используют на тренингах по преодолению модного ныне в российском дискурсе «когнитивного диссонанса». Это когда противоположные эмоции сталкиваются в головах и создают острый душевный дискомфорт...

Возвращаюсь к «Мистралям». То, что обстоятельства сейчас так сложились, что невозможно представить, чтобы корабли отпустили, — конечно, это пощечина и тысячам простых рабочих, и инженерно-техническим работникам, и военным аналитикам, которые продумывали проект. И с нашей, и с французской стороны. Этого не должно было случиться.

В заключение о немного забавном. Не знаю, пели ли наши моряки накануне «Прощай, любимый город, уходим завтра в море». Наверное, кто-то насвистывал. Но вот у коммерсантов Сен-Назера точно грусть-тоска. За полгода привыкли — и в интернет-кафе сидят, с женами-подругами скайпируют, и пиццу сносят. Из города сообщают: перед уходом моряки массово закупали диски, одежду, другие сувениры.

Ждите новогодних подарков, родные. А «Мистрали» пока здесь останутся.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию