Мертвые души. Крым оказался в кредитном вакууме
Лента новостей
Жителям полуострова поступают звонки от коллекторов с требованием погасить задолженность по кредитам перед украинскими банками. Но как действовать в данной ситуации — не совсем понятно
В последнее время все больше и больше жителей присоединенного к России полуострова жалуются на то, что им поступают звонки от коллекторов с требованием погасить задолженность по кредитам перед украинскими банками.
При этом не совсем понятно, кто действительно звонит и что в этой ситуации делать. Оборотная сторона медали — депозиты крымчан оказались фактически заморожены, и получить их они не могут ни в Крыму, ни в Киеве.
Звонки и СМС поступают с неизвестных номеров, в основном, с московских. Иногда вежливые, а иногда совсем нет — собеседники сообщают, что долги переданы от украинских российским банкам. И что надо их срочно, выплатив штраф, погасить.
Крымский премьер Сергей Аксёнов уже поспешил заявить, что «украинские банки не имеют морального права требовать никаких выплат», и платить не нужно. Это заявление идет в русле того, что 17 апреля Владимир Путин говорил на «прямой линии» с россиянами.
Тогда вопрос звучал так: «Оформил в лизинг машину для личного пользования в «ПриватБанке», осталось платить до полного погашения 2 года. Машина оформлена на группу «Автоприват» в Киеве. «Приватбанк» ушел с полуострова, как быть?»
«Ну, катайтесь спокойно, ну не хочет господин Коломойский с Финкельштейном получать деньги от вас, это их дело!», — последовал ответ Путина.
На самом деле многие крымчане готовы платить. Но не знают, как это сделать.
Александр Денисенкокрымский журналист«Действительно, некоторые украинские банки, которых вынудили из Крыма уйти, через коллекторские фирмы начинают названивать крымчанам или присылают SMS с требованием вернуть кредиты. Я знаю людей, которые выезжали на территорию соседней украинской области или в Киев, и гасили кредиты, и даже получили справку. Что касается моего личного опыта, то у меня была попытка погасить небольшой кредит, который остался в «ПриватБанке». Но она ничем не увенчалась, поскольку в руководстве «ПриватБанка» в Днепропетровске мне объяснили, что с точки зрения документов крымчан для них вообще не существует. Крымчане для них находятся в категории «выбили», то есть «умерли».
Документ с крымской регистрацией фактически закрывает для крымчан двери всех банковских учреждений Украины. Постановление Нацбанка Украины в начале мая запретило украинским банкам работать на полуострове. До того их в Крыму было 48 — около трети всех банков Украины. Объем их кредитов населению приближался к 2 млрд долларов. Около половины из этой суммы приходится на «ПриватБанке».
Механизма, по которому можно гасить долги нет. Поэтому страдают в нынешней странной ситуации, в том числе, и российские банки.
Олег Пасьдиректор киевской аудиторской компании «Паудис»«Украинские банки находят различные варианты, пытаются хоть что-то вытащить из этой ситуации. До крымчан дозваниваются российские коллекторы, с которыми работают украинские банки. И заявления крымских властей о том, что можно не погашать кредиты в очень сложное, малорегулированное поле вносят еще большую неразбериху. Статус, например, ипотечного кредита, который даже тот же ВТБ-Украина кредитовал… Теперь он не может взыскать эти деньги с крымского заёмщика».
Что касается депозитов, тут тоже всё непросто. Жители Крыма, которые сохранили свой украинский паспорт, деньги могут получить.
Но существует ограничения по снятию в день — не больше 15 тысяч гривен в эквиваленте для валютного депозита или 150 тысяч для депозита в гривнах. То есть, чтобы снять 10 тысяч долларов, например, надо потратить 2 недели.
Для тех же, кто от украинского гражданства отказался, возникают ещё большие сложности. Нерезидентам большинство украинских банков вообще отказываются выдавать деньги, обосновывая это тем, что порядок выдачи вкладов для таких лиц не отработан.