Первый советский грузовик АМО-Ф-15 отмечает юбилей — 90 лет
Лента новостей
1 ноября исполняется 90 лет первому советскому грузовику — АМО-Ф-15. Машина была построена на базе итальянской модели FIAT 15 Ter, но на конвейер встала с существенными доработками
Ровно 90 лет назад в Москве на заводе АМО (Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» ) был собран первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15. К 7 ноября завод сделал уже 10 машин красного цвета, которые приняли участие в демонстрации на Красной площади, и практически оттуда несколько грузовиков отправились в испытательный пробег по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва.
Уже в марте 1925 года машины встали на конвейер, что было неудивительно. Автомобиль, в целом, был знаком инженерам, ведь АМО-Ф-15 был сделан на основе итальянских грузовиков FIAT 15 Ter, которые столичный завод выпускал фактически с 1917 года и, разумеется, имел чертежи.
Впрочем, советскую версию грузовика существенно доработали. Машина имела увеличенный клиренс, в том числе за счет установки уменьшенного маховика. Была снижена масса поршней и шатунов, изменена форма поршневого пальца и непосредственно его посадка. Радиатор стал больше, в результате чего немного изменилась форма капота. Главное, что колеса с деревянными спицами были заменены на штамповочные диски. Также на грузовик стали устанавливать новый карбюратор, подача топлива стала принудительной. Доработали и двигатель, тем не менее, он также имел 4 цилиндра и выдавал 35 л.с.
За годы производства АМО-Ф-15 получил массу вариантов и модификаций. Машина служила и каретой «скорой помощи», на базе шасси строили автобусы, причем даже автобусы-кабриолеты, так называемые «шарабаны», которые выпускались для южных регионов с 1925 года. Разумеется, были различные грузовые варианты, пожарные машины и почтовые фургоны.
Кроме того, в 1928 году на основе модернизированного шасси АМО-Ф-15СП построили даже бронеавтомобиль БА-27.
Производством АМО-Ф-15 московский завод занимался до 1931 года. Машин было выпущено немного — не более 6 тысяч. Из-за этого автомобиль был очень дорогим. Так, на производство первых машин тратили по 18 тысяч рублей. Но к концу 20-х годов себестоимость снизилась до 8,5 тысячи. Однако и эта сумма была большой. Например, доставляемые из США грузовики той же грузоподъемностью (1,5 тонны) обходились казне в 800-900 рублей.
В результате, было принято решение полностью переоборудовать московский завод. Новая машина АМО-2, которая сменила на конвейере АМО-Ф-15, уже была не итальянской, а американской. Машинокомплекты поставляла компания Autocar Company, а в основе второго грузовика лежала модель Dispatch SA.