Санкции мешают «Альфа-групп» потратить средства от продажи ТНК-BP
Лента новостей
Сделка по покупке структурами «Альфа-групп» немецкой нефтяной компании Dea оказалась на грани срыва. На фоне санкций против России власти Великобритании заблокировали сделку
Власти Великобритании заблокировали сделку по покупке структурами «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров немецкой нефтяной компании Dea. Это решение указывает на то, что введенные против России санкции касаются не только государственных компаний и наиболее лояльных руководству страны бизнесменов, но и крупного российского частного бизнеса, пишет The Financial Times. Издание отмечает, что сроки закрытия сделки теперь существенно сдвинуты, и не исключает, что она вообще может быть расторгнута.
Покупкой Dea сейчас занимается Letter 1 (L1), управляющий нефтяными и телекоммуникационными активами «Альфа-групп». Этот инвестиционный фонд был создан летом прошлого года; в его капитал российские бизнесмены внесли 14 миллиардов долларов, полученных от продажи четверти ТНК-BP государственной «Роснефти», и некоторые другие активы. При этом руководство «Альфа-групп» подчеркивало, что фонду интересно вернуться на рынок нефтедобычи.
Первым активом «для возвращения» и должна была стать Dea. Эту нефтяную компанию на продажу в прошлом году выставил немецкий энергетический концерн RWE. Активом интересовались кувейтский госфонд Kuwait Petroleum Corp., американская Kohlberg Kravis Roberts & Co. и «дочка» BASF — Wintershall.
Однако L1 представила лучшее предложение. Российская компания согласилась заплатить за нефтедобытчика 4,5 миллиарда евро и взять на себя 600 миллионов евро долга. Общая сумма сделки составляет 5,1 миллиарда евро.
Причиной, по которой потребовалось решение британского регулятора об этой сделке, стал портфель активов Dea в Северном море. На британской части шельфа нефтяная компания занимается добычей газа. Сомнения британского регулятора не развеял даже тот факт, что в совет директоров L1 вошли известные лоббисты, как бывший глава BP лорд Браун и бывший глава Anadarko Джим Хакет. По данным Der Spiegel, британский регулятор также допускает возможность отзыва лицензии у Dea на работу на шельфе в случае перехода компании под контроль российских инвесторов. Прецедент уже был: в 2010 году Великобритания под угрозой отзыва лицензии добилась консервации ряда газовых месторождений, осваиваемых Iranian Oil Company, после того как санкции против Ирана были ужесточены.
Помимо Великобритании Dea работает на рынках Германии, Норвегии, Дании и Египта. Все эти страны дали положительное решение о сделке. Даже германское ведомство, контролирующее иностранные инвестиции в страну, в августе согласилось одобрить сделку.
По неофициальным данным, если сделка все же будет отменена, BASF вновь может заинтересоваться активом и представить собственное предложение о его покупке.
Покупка Dea пророссийской L1 не единственная сделка, которая в последнее время оказалась замороженной из-за санкций и обострения отношений между Россией и Западом. В подвешенном состоянии сейчас находится сделка по приобретению нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley «Роснефтью». Хотя о сделке было объявлено еще весной, стороны до сих пор не получили разрешения американской комиссии по контролю за иностранными инвестициями.