«Газпромнефть» почувствовала санкции. Shell приостановила сотрудничество
Лента новостей
«Газпромнефть» вслед за «Роснефтью» задумалась о развитии собственного нефтесервисного подразделения
Англо-голландская Shell временно приостановила сотрудничество с «Газпромнефтью» в рамках совместного предприятия «Ханты-Мансийский нефтяной союз» (ХМНС). СП «Ханты-Мансийский нефтегазовый союз» было создано в прошлом году для разведки и добычи сланцевой нефти в Ханты-Мансийском автономном округе. Предприятие получило право на геологическое изучение участков Юильский-4, Юильский-5 и Южно-Лунгорский-1.
Shell также рассматривает возможность заморозки другого совместного с «Газпромнефтью» проекта — Salym Petroleum Development. Это СП также создавалось для поиска и добычи трудноизвлекаемой нефти, компании владеют им на паритетных началах. Salym Petroleum Development с 2003 года осваивает Салымскую группу нефтяных месторождений, запасы которой оцениваются в 140 млн тонн нефти. Группа включает Западно-Салымское, Верхне-Салымское и Ваделыпское месторождения. Добыча SPD в 2013 году составила около 7 млн тонн нефти.
Александр Дюковгендиректор «Газпром нефти»«В рамках этого союза [ХМНС — прим. BFM.ru] они свою работу остановили, но мы продолжаем работать в ХМНС самостоятельно, никаких проблем мы там не видим. В рамках SPD они сейчас изучают возможность продолжить работы и согласовывают возможность работы с соответствующими регуляторами, которые у них принимают решение».
Причина выхода англо-голландской компании из совместных проектов с российским нефтедобытчиком — секторальные санкции, введенные властями США и Европейского Союза. В частности, ЕС запретил поставки оборудования и оказание услуг на месторождениях сланцевой нефти в России.
На таком фоне руководство «Газпромнефти» впервые заявило о возможности инвестиций в нефтесервисный бизнес. Как пояснил Александр Дюков, компанию интересует возможность вхождения в капитал высокотехнологичного партнера в нефтесервисе, и задумалась она об этом еще до санкций. «Доступ к высоким технологиям дает компании конкурентные преимущества», — уточнил он.
Примечательно, что в 2011 году «Газпром нефть» свое нефтесервисное подразделение продала. На этой сделке компания заработала 10 млрд рублей. Руководство нефтяной компании подчеркнуло, что по-прежнему считает это решение правильным, поскольку «подобные услуги несложно приобрести на рынке». Сейчас компанию интересует поставщик более технологичных сервисов.
Константин Черепанованалитик UBS«Потенциальный объект инвестиций должен соответствовать двум условиям. Во-первых, компания должна обладать компетенцией для работы на месторождениях трудноизвлекаемой нефти, на добычу которой сделана ставка в долгосрочной стратегии «Газпромнефти». Во-вторых, потенциальный подрядчик должен быть готов принять на себя правовые риски, которые последуют после объявления о запуске совместных проектов с попавшей под санкции компанией. Найти игрока, попадающего под оба условия, будет крайне непросто, и поэтому нефтедобытчик может предпочесть другой вариант — попытаться купить оборудование западных нефтесервисных компаний, если кто-то из них решит уйти с российского рынка».
Например, Schlumberger несколько дней назад вывезла из России часть сотрудников, обладающих гражданствами США и стран ЕС. Ранее о приостановке сотрудничества с группой «Газпром бурение», принадлежащей Аркадию Ротенбергу, заявила американская Halliburton.
Стратегию по развитию собственного нефтесервисного подразделения сейчас реализует и попавшая под санкции «Роснефть». В августе госкомпания договорилась о покупке 30% акций Nord Atlantic Drilling, специализирующейся на бурении в условиях севера. Сумма сделки составила около миллиарда долларов.
Частные нефтяные компании, наоборот, проводили стратегию по отделению нефтесервисного бизнеса. Например, ЛУКОЙЛ в 2004 году продал соответствующие активы Александру Джапаридзе, который впоследствии на их базе создал Eurasia Drilling Company. Сейчас крупнейшими клиентами компании являются «Газпромнефть» и ЛУКОЙЛ. Ранее о планах выделения в отдельную структуру сервисных активов заявляла и «Башнефть».
Представитель «Газпромнефти» на запрос BFM.ru не ответил.