16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 73.17 / ₽ 7488
  • RTS830.07
27 августа 2014, 10:26 ПолитикаКонфликты

Хороший знак без оптимизма. Политологи оценили первую встречу Путина и Порошенко

Лента новостей

По словам наблюдателей, то, что встреча и рукопожатие уже состоялись, — это хороший знак. Однако пока на оптимистичный сценарий надеяться не приходится — любое негативное событие может резко развернуть ситуацию в противоположное русло

Президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Украины Петр Порошенко (слева направо) на встрече в Минске, 26 августа 2014.
Президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Украины Петр Порошенко (слева направо) на встрече в Минске, 26 августа 2014. Фото: Reuters

Владимир Путин назвал первые переговоры с Петром Порошенко позитивными, украинский президент сказал, что они были тяжелыми и сложными.

Путин и Порошенко впервые встретились тет-а-тет и разговаривали в таком формате около двух часов. Порошенко сообщил, что Киев и Москва начнут консультации по закрытию границы. Также он сообщил, что в ближайшее время будет подготовлен план для скорейшего прекращения огня на Украине, причем этот режим должны будут поддержать обе стороны.

Владимир Путин вышел к журналистам чуть позже и оценил переговоры как позитивные. Он уточнил, что на двусторонней встрече с Порошенко условия прекращения огня на Украине предметно не обсуждались, Россия не выдвигала и не может выдвигать условий по урегулированию ситуации на Украине. Но для достижения мирного процесса и прекращения кровопролития на Украине, Россия, по словам Путина, будет делать все возможное.

Подробно обсуждался гуманитарный кризис, достигнуты определенные договоренности, сказал Путин, отметив, что президент Украины не отрицает сложность этой ситуации. Она не может быть охарактеризована иначе как катастрофическая.

Можно сказать, что уже сам факт переговоров и рукопожатия двух президентов — хороший знак, потому что были сомнения вообще в том, что это возможно, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Однако пока ситуация далека от оптимизма, считает политолог, и на это есть несколько причин.

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Причина первая заключается в том, что все равно сам стиль переговоров показывает, что стороны берут в качестве модели югославский вариант. Тогда тоже велись мирные переговоры, велись, исходя из военных успехов. Вся подготовка к этим переговорам показывала, что все равно именно военные успехи либо Украины, либо ополченцев трактуют как усиление переговорной позиции, и в этом плане самый главный вопрос — как остановить войну на востоке Украины — решается слабо. Второй момент заключается в том, что как ни крути, но мы понимаем, что Украина, скорее всего, является разменной монетой в этой истории, и переговоры нужно вести с Западом. Конечно, там присутствовала Кэтрин Эштон, но это все «уходящая» натура и чиновник далеко не первого уровня. Уходящая натура в том плане, что 1 ноября вообще будет новый состав европейской комиссии. Это не те люди, с кем нужно вести переговоры, а фактор внешнего давления на Порошенко хорошо известен и, увы, присутствует. И, наконец, третий момент. Возникает ощущение, что уже на российской стороне есть люди, которые начинают вовлекать Россию в войну. И эта история с десантниками, которую у нас обсуждают, достаточно мутная, потому что на самом деле Путин в последние месяцы делал все, чтобы избежать прямого втягивания России военный конфликт. И вдруг, ни с того, ни с сего эта странная история».

По словам Симонова, сейчас ситуация вокруг конфликта на Украине идет по направлению к мирному руслу, и введения новых санкций ожидать пока не приходится. Однако не стоит забывать, считает политолог, что таких ситуаций было уже несколько, но в какой-то момент происходили события, которые меняли направление на прямо противоположное.

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Были такие моменты, когда многие из нас вздыхали с облегчением и думали, что худшее позади, а потом бабах — какая-нибудь история шарахнет, и мы опять все в панике смотрим новости, думая, что уже до войны остается 5 минут. Это все, к сожалению, не шутки. Пока я вижу ситуацию таким образом, что пока есть некие намеки на возможность примирения, я уже оперировал заявлением Аркадия Дворковича. Пока, мне кажется, ждать новых жестких санкций не приходится, наоборот, сам факт переговоров позволяет нам как-то вернуться к разговору не только с Украиной, но и с Евросоюзом. Но еще раз повторю, здесь, увы, ситуация развивается таким образом, что от оптимизма лично я далек и сам факт переговоров может поменяться ровно на 180 градусов, случись что-то опять же сегодня на востоке, с точки зрения военных действий. Все это одним днем».

Лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Украины и представители Евросоюза до поздней ночи обсуждали в Минске ситуацию на Украине и возвращение Донбасса к мирной жизни. Договорились, что будет подготовлен план для прекращения огня на востоке страны и возобновится деятельность контактной группы Украина-Россия-ОБСЕ. Для преодоления экономических разногласий будет активизирована работа группы Таможенный союз — Евросоюз — Украина по ассоциации Киева и Брюсселя. Будут также продолжены и переговоры по газу.

Достигнут тот максимум, который мог быть достигнут. Первая встреча при неготовности сторон торговаться, автоматически предполагает, что максимум, что может быть выработано, — это процедура дальнейших переговоров, что и произошло, комментирует переговоры доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.

Кирилл Коктышдоцент кафедры политической теории МГИМО МИД России«Он [Владимир Путин, — BFM.ru] еще раз декларировал, что Россия не является стороной конфликта. Еще раз подчеркнул, что она не нарушила правил игры и заинтересована, в первую очередь, в том, чтобы в Украине было мирное развитие событий. Плюс, если брать объективное развитие ситуации на Украине, то переход ополченцев в наступление очень сильно подпортил позиции того же Петра Порошенко. Потому что одно дело, когда ты можешь говорить с позиции силы и в качестве возможной реальности утверждать, что Донецкая и Луганская республики могут быть, в общем-то, легко уничтожены регулярными украинскими войсками, и другое дело, когда становится абсолютно очевидно, что эта цель недостижима, и, более того, нужно беречься от целого ряда других проблем, потому что проблема «котла», в которую попали украинские войска, это та же самая гуманитарная проблема, которая стоит в отношении Донецка и Луганска».

Встреча Владимира Путина и Петра Порошенко прошла 26 августа в Минске. Беседа президентов в столице Белоруссии началась после консультаций в формате Таможенный союз — Украина — Евросоюз. Переговоры были посвящены вопросам взаимодействия стран ТС с Киевом в условиях подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Разговор Путина и Порошенко продолжался около двух часов и завершилась поздно вечером.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию