Санкционный блицкриг. Почему на введение санкций Москва отвела всего три дня
Лента новостей
Россия ввела самое быстрое продуктовое эмбарго. Наблюдатели задаются вопросом: к чему такая спешка, ведь до сих пор все ограничения вводились плавно
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу пригрозил Москве ответными санкциями. В разговоре с Владимиром Путиным европейский чиновник назвал необоснованным запрет на импорт продуктов из ЕС и предупредил о праве Еврокомиссии дать симметричный ответ.
Тем временем, российская таможня не пропускает грузы из перечня запрещенных товаров. В полночь с пятницы на субботу таможня закрыла границу. Это было самое быстрое продуктовое эмбарго: полтора дня от президентского указа до появления правительственного списка. И еще полтора — на исполнение.
Наблюдатели задаются вопросом: к чему такая спешка, ведь до сих пор все ограничения возникали плавно. А тут — стрессовая ситуация для рынка, в пути застряли сотни тысяч тонн продовольствия.
Что нас ждет? Дефицит? Или продержимся на запасах? В мясной отрасли ожидают снижения общего баланса на 4%. Недостающие объемы заполнят отечественные производители и бразильцы, говорит руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Сергей Юшинруководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации«Более 90 с лишним процентов говядины поступает из стран, санкции на которые не распространяются. Основная проблема конечно со свининой. И сегодня стоит вопрос: готовы ли в Бразилии к таким объемам, ведь не все местные предприятия имеют право поставок в Россию. Только те предприятия, которые соблюдают наши строгие санитарные нормы. Бразильцы по первым нашим контактам затаились, ждут, какая будет ситуация, но в газетах уже пишут, что пришло их золотое время, золото польется на них дождем».
Сколько потеряют импортеры на санкциях? В той же мясной отрасли отгруженное, но не ввезенное продовольствие обошлось компаниям в 130 млн долларов. И это без упущенной выгоды от контрактов, которые сейчас придется досрочно разорвать.
Часть компаний внесли предоплату — им повезло. Другие полностью оплатили «запрещенные» продукты. Оборотных средств нет, остался шаг до банкротства и не ясно — пойдут ли партнеры навстречу? Это можно трактовать как форс-мажорные обстоятельства, успокаивает генеральный директор сети «Азбука Вкуса» Владимир Садовин.
Владимир Садовингенеральный директор сети «Азбука Вкуса»«Эти всякие экономические эмбарго и запреты — они в любом случае попадают под статью форс-мажор, которая в любом контракте прописана. Поэтому все-таки надо обращаться в суд и там уже все решать. Вы же понимаете, что это не экономическая мера, а политическая, ее просто невозможно не ввести. Какие-то потери у кого-то будут, но с точки зрения геополитики мера правильная».
Еще на прошлой неделе существовал план «Б» — реэкспорт через Белоруссию. Но в понедельник Александр Лукашенко пообещал не пускать через страну товары из ЕС.
Между тем в российских регионах начались рейды: депутаты ходят по магазинам и ищут запрещенные товары. Таким образом, обозначенные «аккуратные» санкции превращаются в общенациональную кампанию. Это уже не выверенный ответ на зарубежные санкции, это угроза дискредитации идеи.
Несмотря на стремительное введение санкций, большинство опрошенных Business FM ритейлеров заявили, что не ожидают даже краткосрочного дефицита.
Тем временем Евросоюз планирует вести переговоры о санкциях против России с Бразилией и Чили. Цель — «разубедить их от участия в замещении сельскохозяйственного экспорта Евросоюза», запрещенного Россией на ввоз. Об этом сообщила The Financial Times, по информации которой «в Брюсселе вызвало озабоченность» воодушевление, с которым некоторые производители в Латинской Америке встретили запрет России на импорт европейской сельхозпродукции.