Иранский бартер. Россия и Иран подписали контракт о поставках нефти
Лента новостей
В обмен республика будет поставлять в РФ сельскохозяйственную и металлургическую продукцию. Договор не связан с ситуацией вокруг украинского кризиса, считают специалисты
Станет ли нефтяной контракт с Ираном лекарством против санкций?
Российское Министерство энергетики поспешило заявить, что сотрудничество России и Ирана и меморандум, подписанный на днях о поставках сельскохозяйственной и металлургической продукции в обмен на нефть, не противоречит положениям резолюций Совета безопасности ООН.
Ранее американский Минфин высказал озабоченность по этому поводу. Скорее всего, повышенное внимание к сделке и оживление в СМИ вызвано неправильной трактовкой информации в прессе.
Сообщения, появившиеся в СМИ во второй половине дня во вторник относительно того, что Россия подписала крупный нефтяной контракт с Ираном, сразу значительно поколебали акции американских нефтяных компаний. СМИ сообщали некоторые подробности договора — контракт рассчитан на 5 лет. Сумма — 20 млрд долларов.
По информации Daily Telegraph, речь идет о 500 тысячах баррелей в день. Но это — устаревшая информация. Окончательные параметры контракта окажутся в разы меньше, уверен специалист по международным инвестициям в энергетику Эльдар Касаев.
Эльдар Касаевспециалист по международным инвестициям в энергетику«Первоначально заявлялось о 25 млн тонн в год. Сейчас речь уже идет о цифре в 10 раз ниже, где-то 2,5-3 млн тонн в год. О таком огромном объеме, как заявляли полгода назад, сейчас уже речь не идет. Собственно это 1/6 всей нефтедобычи Ирана. Такого не будет. Скорее всего, объемы еще упадут. Сейчас это нужно как ответ Западу. А действительно экономически все будет просчитываться долго. Вспомните недавний контракт с Китаем. Мы сегодня пытаемся все это обсуждать, а это могут быть просто разговоры, и, вообще, цифры могут быть другие и игроки другие».
То есть нефтяной контракт с Ираном — это, скорее, обычный бизнес, мало связанный с политикой и геостратегией. С сохранением нынешних параметров можно предполагать, что в сентябре может быть подписан контракт общим объемом не более 2 млрд на пять лет. Российское зерно, автомобили и металлопрокат будет меняться на нефть, которые с дисконтом реализуют через одного из крупных международных трейдеров. Другое дело — и этого опасается Запад и поэтому тянет с отказом от санкций против Ирана — контракт может открыть участие России в иранских газовых проектах, считает начальник аналитического отдела компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ Капитал»«Естественно, что санкции сняты не будут. Западный бизнес готов к тому, чтобы прийти на иранский рынок, но они готовы подождать и год, и полтора, и 4 года подождать, если это даст возможность не допустить усиление России на иранских объектах. Поэтому если мы подтвердим свое намерение разрабатывать газовые месторождения в Иране, здесь есть риск того, что санкции могут коснуться в итоге и импорта газа из России. Это даст козырь США, чтобы навязать Европе свой сжиженный природный газ».
Санкции ООН, которые вводились против Ирана последовательно на протяжении последних 8 лет, касаются прямых иностранных инвестиций в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность. Окончательное снятие ограничений предполагалось в конце июля. Однако принятие решения по данному вопросу было перенесено на ноябрь.
Иран обладает крупнейшими после России залежами природного газа. Месторождения природных ископаемых географически ближе к Европе. Если Запад договорится с Исламской Республикой, и разовьет инфраструктуру, то по оценкам специалистов в течение пяти-семи лет поставки можно довести до 150 млрд кубометров. Данный объем соответствует объему поставок «Газпрома».