«Боинг» и «Лузитания». Поворотное событие в войне
Лента новостей
То ужасное, что происходит на востоке Украины, впервые коснулось всего мира, жестоко, напрямую. Вот почему трагедия с малайзийским лайнером меняет ситуацию, как никакие санкции, заявления, твиты и статусы изменить ее не могли. Так было в 1915 году после потопления гигантского лайнера «Лузитания»
Кошмар с малайзийским авиалайнером. Еще ждем официальных данных, летают предположения, контрпредположения, обвинения и контробвинения.
Летели никакого отношения к Украине не имевшие люди. Школьные и студенческие каникулы. Голландцы сейчас летают в Малайзию, а через нее на сказочный остров Бали, как мы раньше летали в Крым. Детей, сообщают, на борту было больше 80-ти. В том числе по крайней мере трое младенцев. Представляю прощание в Амстердаме: улыбки, пожелания весело провести время. Больше ста пассажиров — ведущие мировые специалисты по СПИДу, летели на международную конференцию в Австралию. И вот обломки, обгоревшее мясо, скрученный в жгуты метал.
Сейчас одни сравнивают с корейским «Боингом», сбитым советским истребителем близ Сахалина в 1983 году, 269 человек погибло. Другие вспоминают о жутком случае в 2001 году, когда украинские ПВО над Черным морем сбили по ошибке российский ТУ-154, летевший рейсом из Новосибирска в Тель-Авив, 76 жизней. Еще одна трагическая история: в 1988 году американский военный корабль ракетой подбил иранский гражданский «Аэробус». Триста человек погибли. Жутко.
А мне, не знаю почему, все вспоминается другая давняя трагедия — потопление «Лузитании» в 1915 году. Самолеты тогда еще только-только начинали летать.
Если кто не помнит, сто лет назад, когда началась Первая мировая война, США сначала придерживались нейтралитета: не наше, нам там делать нечего. В 1915 году из Нью-Йорка в Ливерпуль плыл гигантский, не намного меньше «Титаника», пассажирский лайнер «Лузитания». У южного побережья Ирландии «Лузитании» оставалось два-три часа до Ливерпуля. Тут её перехватила немецкая подводная лодка. Одной торпедой пассажирский пароход был потоплен. Ушел на дно за 18 минут. Погибло 1 198 человек, 761 удалось спасти. На пароходе в основном были британцы и канадцы, а еще 139 граждан США. Из них 128 погибли, в том числе разные селебрити, издатели, журналисты.
Гибель «Лузитании» стала поворотным событием в войне. Общественное мнение решительно повернулось против Германии. При всех ее стараниях в информационной войне. При том даже, что об опасности рейса предупреждали платные рекламные объявления немцев, опубликованные в 50 американских газетах. США стали безоговорочно поддерживать англо-франко-российскую коалицию — Антанту, против Германии. А после долгих дебатов и сами вступили в войну на стороне Антанты.
Не в том дело, чья жизнь дороже, славянская, американская, малайская, китайская, индонезийская или какая другая. И не может вообще одна жизнь быть дороже другой. Дело в том, что то ужасное, что происходит на востоке Украины, впервые прямо коснулось всего мира, жестоко, напрямую.
Вот почему трагедия с малазийским лайнером меняет ситуацию. Так, как никакие санкции, никакие заявления, твиты и статусы изменить ее не могли.
Недавно отмечали 70-летие высадки Союзников в Нормандии. Одним солнечным летним днем, как сегодня, я разговаривал с американским рейнджером Джоном Берком. Он в «день Д» высадился на Омаха-бич, под пулеметным огнем штурмовал немецкую батарею, на развалинах которой мы и встретились. Долго разговаривали, он вспоминал, с какой огромной приязнью тогда американцы думали о русских союзниках. Я спросил, что он думает о войнах нынешних.
— Никакого сравнения. Тогда! Тогда мы знали, кто враг, кто друг, за что воюем. А сейчас, сейчас — это...
И не договорил. Берку далеко за восемьдесят. Мы долго смотрели друг другу в глаза. У него — пронзительные голубые, у меня — зеленые. Потом он отвернулся и стал вытирать лицо, а у меня в носу зачесалось. Посмотрел в землю, расстроился, что ботинки покрылись коричневой пылью.
И пробежал холодок по позвоночнику. Как пробегает сегодня.