«В 2013 году по Восточному нефтепроводу было поставлено порядка 36 млн. тонн»
Лента новостей
О нефтепроводе Восточная Сибирь – Тихий океан, по которому поставки идут как на внутренний рынок, так и на экспорт, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в интервью заместителем вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацалом.
Если усреднить цену реализации нефти на всех западных направлениях и сравнить ее с ценой продажи на ВСТО – независимо от того, поставляется ли нефть в Китай по ответвлению Сковородино – Мохэ или же идет на порт Козьмино, – разница составляет от тысячи до полутора тысяч рублей за тонну. Я не говорю о контрактных ценах, а имею в виду исключительно разницу между средними ценами поставки.
Отмечу, что эта премия обоснована. Потому что основной объем нефти, которую мы экспортируем по пяти из указанных направлений – четыре западных маршрута и одно направление через Казахстан на Китай, – это в основном сернистая нефть. Тогда как по ВСТО идет нефть малосернистая, с высоким содержанием светлых фракций. Она лучше по качеству.
Поэтому можно сказать, что потребитель сам формирует цену этой нефти на таком уровне и готов платить на полторы тысячи рублей больше, чем, например, на западном направлении. Вот что такое премиальное направление в данном случае.
Повторю, что весь объем, который мы на сегодняшний день качаем по ВСТО, – это нефть хорошего качества, которая дает премию российским нефтяникам. В 2013 году по Восточному нефтепроводу было поставлено порядка 36 млн тонн, из них чуть более 15 млн тонн ушло через ответвление на Китай и чуть больше 21 млн тонн – в направлении порта Козьмино.
В ОАО «АК «Транснефть» планомерно реализуется программа по увеличению пропускной способности ВСТО до 80 млн тонн. Нефтепровод востребован как потребителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и российскими нефтяниками, которые хотят поставлять на восток, им это выгодно.
При этом очень важно сформировать такой баланс мощностей внутри системы магистральных нефтепроводов, чтобы развитие и расширение пропускной способности все-таки было синхронизировано с добычей в этом регионе, с возможностями нефтяников. Пока, к сожалению, нефтяники отстают.
Подчеркну, что нам надо очень грамотно сбалансировать, развивать восточное направление и привязывать эту работу к состоянию ресурсной базы для того, чтобы резко не ухудшить качество нефти на западе. Восточное направление – как мы предполагаем, 80 млн тонн – это легкая нефть высокого качества, и оно у нас уже сформировано не просто как премиальное с точки зрения экономики, но и в плане качества – это малосернистый поток. Повторю, здесь необходимо грамотно и взвешенно подходить к вопросам транспортировки больших объемов, чтобы не обрушить качество нефти на западных направлениях.
В связи с этим нам нельзя в одностороннем порядке разрабатывать программу формирования хорошего качества нефти для восточного направления. Очень важно, повторю, не обрушить качество на западных направлениях. Этот фактор обязательно учитывается нами при формировании объемов поставок на восток.
Что касается транспортных мощностей, то мы стараемся немного опережать нефтяников и пока этого достаточно.