«Бистро», «шваль» и не только
Лента новостей
В России хотят отмечать День взятия Парижа
В России может появиться новая дата — День взятия Парижа. Отмечать её планируется 31 марта. Депутаты Госдумы от ЛДПР и «Единой России» предлагают увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года. Законопроект уже внесен в нижнюю палату российского парламента. Депутаты отмечают, что до начала 20-го века в России отмечали День капитуляции Парижа. Отечественная война не только оказала огромное влияние на Россию и другие страны, но и внесла в русский и французский языки новые слова и выражения.
В предложении российских парламентариев чувствуется некая амбициозность, пусть и случайного характера. Во Франции есть праздник День взятия Бастилии. В России предлагают отмечать День взятия Парижа.
Национальную гордость тешат и другие последствия Отечественной войны 1812 года и победы русской армии — филологические. Так во французский язык вошло выражение «се ля Березина», означающее «полный крах». Произошло словосочетание от названия русской реки Березина, где наполеоновские войска потерпели сокрушительное поражение. Но самый знаменитый пример — «бистро», якобы произошедшее от русского «быстро». А если конкретнее — от «водки, быстро» из уст казаков в Париже.
Кстати, есть альтернативная версия, ее сторонники указывают, что слово «бистро» вошло во французский лишь в конце 19 века. Значит, казаки ни при чем. Часть ученых связывают происхождение «бистро» с французским словом, означающим владельца кабачка с некачественным алкоголем.
Есть теории, по которым пленные французы обогатили просторечный русский язык. Слово «шаромыжник» некоторые исследователи связывают с выражением «шер ами». Якобы, несчастные голодные солдаты использовали его, выпрашивая еду.
Исходя из этой теории, слово «шваль» родственно «шевалье» — хорошо известному из советской киноклассики. Но ряд ученых считает, что перечисленные заимствования не имеют отношения к Отечественной войне. По прошествии стольких лет точно определить происхождение слов сложно.
Зато недавние русизмы, проникшие на Запад, сомнению не подлежат. Процесс Березовского-Абрамовича внес в английский юридический язык такие понятия, как «kinuli», «otkat», «zamochit’», «krysha». События, конечно, с русско-французской войной несравнимые, но повод для гордости есть. По крайней мере, у тех россиян, кто вышеупомянутые термины активно употребляет.