Советник президента России заявил, что если США заморозят счета наших граждан и предприятий, Россия откажется от доллара и будет вынуждена уходить другие валюты
Советник президента России Сергей Глазьев заявил, что если США заморозят счета наших граждан и предприятий, Москва будет рекомендовать всем продавать американские казначейские обязательства. В таком случае Россия признает невозможность возврата кредитов американским банкам, откажется от доллара и будет вынуждена уходить другие валюты. Глазьев добавил, что экономические санкции со стороны ЕС против России обернутся для Европы экономической катастрофой. Как выразился Глазьев, «прекращение поставок российского газа не может быть компенсировано в обозримом будущем, это будет означать рост цен на энергоносители в Европе, что выгодно американцам».
Заявления Сергея Глазьева о финансовых отношениях России и США — его личное мнение. Оно не соответствует позиции Кремля, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на неназванный высокопоставленный источник в кремлевской администрации.
В интервью BusinessFM советник президента подтвердил, что эти заявления отражают его личную позицию.
Сергей Глазьев: Да, это сугубо мое личное мнение, оно основано на здравом смысле и исходит из того, что для американцев введение сколь-либо серьезных санкций против России, включая российские госструктуры, равносильно финансовому самоубийству, потому что у нас с западной финансовой системой баланс долгов и активов. Поэтому в той же мере, в которой они пытаются нанести ущерб нам этими санкциями, они получат абсолютно адекватный симметричный ущерб сами себе. Не потому, что мы так хотим, потому что санкции предполагают как обоюдоострое оружие, с одной стороны, невозможность возвращать деньги, а значит, и невозможность давать деньги. Поэтому для американцев введение таких санкций будет означать подрыв доверия к доллару, и это будет сигнал для всего мирового рынка сбрасывать доллары. Я убежден в том, что эти санкции введены не будут в сколь-либо серьезном масштабе. А если они будут вводиться в отношении отдельных лиц, российских граждан и российских предприятий, то я бы обратил внимание просто на то, что нынешняя украинская власть состоит из олигархов, которые в явном виде финансировали неофашистов. Поэтому уж если против кого-то и вводить санкции, то это против них, а не против наших людей.
Вы в данном случае не опасаетесь, что если будут введены подобные санкции и если мы, например, пойдем по тому пути, который вы предлагаете, то Россию может постигнуть судьба Ирана? Мы все прекрасно помним, знаем, что произошло с Ираном, с иранской экономикой, когда Иран отказался принимать доллары в оплату своей нефти.
Сергей Глазьев: Это наша долгосрочная линия — переход на расчеты в национальных валютах, мы эту работу ведем. И рубль является свободно конвертируемой валютой, мы не вводим никаких ограничений в отношении рублей. Что касается долларов, то как раз, мне кажется, заявления американцев о введении санкций — это сигнал нашему населению, нашим гражданам постепенно отказываться от доллара, потому что доллар как средство сбережения оказывается ненадежной валютой. Если санкции будут введены, этими долларами нельзя будет воспользоваться, поэтому я бы предостерег от валютной паники. Уж во всяком случае нет смысла сегодня перекладываться из рубля в доллар, поскольку доллар для нас перестает быть надежной валютой. Угроза введения санкций только расширит возможности использования рублей в международных расчетах. Мы с Китаем ведем уже расчеты в рублях и в юанях, начинаем вести, с Европейским союзом тоже ведутся разговоры об использовании национальных валют — евро и рубля. В СНГ рубль является фактически резервной валютой для многих государств. Санкции США просто позволят, как мне представляется, укрепить российскую рублевую финансовую систему. Не надо их бояться.
А вы не думаете, что это приведет к серьезному падению нефтяных котировок в таком случае? Тем более что опыт у Америки есть, и в предыдущий раз это привело к развалу Советского Союза.
Сергей Глазьев: Еще раз подчеркну: попытка ввести серьезные финансовые санкции против России повлечет падение доверия к доллару. Это будет означать, что курс доллара начнет падать, а это будет означать, что цены на нефть будут расти, потому что нефть давно перестала быть обычным товаром, а стала спекулятивным инструментом на финансовом рынке. Поэтому высокие цены на нефть — это обратное отражение девальвации доллара в реальном выражении.
Можно ли реализовать предложенные Глазьевым меры?
Евгений Ясин
Экс-министр экономики России, научный руководитель ГУ ВШЭ
«
Если Глазьев станет президентом, он отдаст соответствующие указания, и все государственные службы кинутся их выполнять, то это можно сделать, почему нет? Напугать всех владельцев, которые имеют ценные бумаги в американских банках, и вырвать Россию наконец из сложно складывающейся интеграции в мировую финансовую систему. Сказать, что это большое достижение, я не могу, ну, может быть, в глазах Сергея Юрьевича — он наконец добьется того, о чем он все время говорит. Надеюсь, что этого не случится. А вообще эта ситуация чрезвычайно сложная, и я могу сказать, что принципиально конкретно Соединенные Штаты большого вреда российской экономике нанести не могут, прежде всего потому что их национальная валюта является резервной. Но повлиять на это обстоятельство мы не можем, так же, впрочем, как и американцы не могут повлиять, потому что они заинтересованы в усилении своей резервной системы, в повышении доверия к ней со стороны других стран, они не будут особенно рисковать».
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил во вторник, что выступает против предложения ввести санкции в отношении России, поскольку от этого пострадает бизнес. Власти Великобритании также не планируют присоединяться к финансовым и торговым санкциям против России, которые может ввести Европейский Союз, пишут британские газеты The Guardian и The Daily Telegraph. По информации Guardian, правительство Великобритании разрабатывает план, который позволит лондонскому Сити остаться открытым для российских инвесторов в случае введения санкций со стороны ЕС. В то же время британские власти не будут сопротивляться введению визовых ограничений и запрету на посещение стран в отношении российских чиновников.