Кооператив «Английский»
Лента новостей
Уж не знаю, чего в этой истории больше, смешного или горького. У нас часто стенают: «ну в какой еще стране такое может быть?» Бывает, и еще как. Вот скандал с Co-Op Bank, от которого всю неделю трясет Англию, кого от смеха, кого от ужаса.
Почему это важно? Потому что Co-Op банк и вся кооперативная группа, оставался до последнего времени синонимом народного капитализма. Примером этичного поведения в бизнесе, совместимого со служением интересам людей. И вот...
Сегодня, в пятницу, задержан («арестован» по английской терминологии) преподобный Пол Флауэрс, бывший до недавнего времени председателем правления The Co-Op Bank. Ливерпульские полицейские взяли его в связи с расследованием дела о наркотиках. Его, 63-летнего «финансиста» и одновременно пастора-методиста с приходом в Бредфорде, графство Йоркшир, засняли с пакетом кокаина на 300 фунтов.
Это только последний поворот в саге с Кооперативным банком. Началось с того, что Co-Op вдруг оказался в серьезном провале. Банк пережил мировой финансовый кризис и даже вышел из него с поправившейся репутацией надежного и «этичного» банка. Не рискует с деньгами вкладчиков, поддерживает кампании против генетически модифицированных продуктов, отказывается инвестировать в компании, торгующие оружием, эксплуатирующие рабский труд, проводящие тестирование на животных, ну и тому подобное.
Первые сигналы тревоги появились еще в 2012. Co-Op собрался было выкупить у Lloyds Banking Group более шестисот отделений. Но очень быстро выяснилось, что у банка нет на это средств — более миллиарда фунтов. Сделка с Lloyds провалилась. К катастрофе банк полетел по нарастающей с марта этого года, когда пришлось объявить об убытках в 600 млн фунтов (около 32 млрд рублей). В мае Moody’s снизил рейтинг банка до Ba3 — junk, то есть «бросовый». Дальше выяснилось, что банку срочно нужно найти 1,5 млрд фунтов, чтобы закрыть дефицит. Потом обнаружилось, что между заявленной портфельной стоимостью кредитов Кооперативного банка и реальной стоимостью активов в случае их вынужденной продажи разрыв в 3,6 млрд фунтов.
И наконец, уже в октябре Co-Op вынужден был обратиться за помощью к хедж-фондам, в первую очередь американским Aurelius Capital Management и Silver Point Capital, потеряв контрольное большинство в банке. Именно хедж-фонды должны будут заткнуть «черную дыру» в Co-Op, которая составляет около 1,6 млрд фунтов. Co-Op, каким его знали, кончился.
Тут фокус внимания сместился на председателя правления Флауэрса. Оказалось, что у него практически нет опыта управления сложной финансовой организацией. Непонятно было, как его утвердили в этой должности. Непонятно было, как священник с приходом в Брэдфорде может одновременно руководить банком со штаб-квартирой в Манчестере. Пусть всего в часе езды, но совместительство все равно довольно странное. Еще больше поразила всех неграмотность Флауэрса в финансовых делах, когда он на слушаниях в парламентском комитете запутался и не смог назвать сумму активов банка. А потом, отдуваясь, с красным лицом просто признался:
— Да не разбираюсь я в этих бухгалтерских балансах.
Колориту событиям придали всплывшие детали из личной жизни тучного, усатого пастора-финансиста: нечистоплотность с деньгами, секс, наркотики. Флауэрса отстранили от пасторской должности и исключили из лейбористской партии.
Тут надо пояснить, что Co-Op Bank входит в Co-Op Group, британскую организацию потребительских кооперативов, пользующуюся большим уважением в стране. Ей принадлежат супермаркеты Co-Op, автомастерские и заправки, аптеки, юридические консультации. Бренд Co-Op — самый, пожалуй, «народный» и «этичный» в стране. В движении потребкооперации участвует более 7 млн человек — столько членов в Co-Op Group. Движение уходит корнями в первые рабочие организации Великобритании и в конце 19-го века вдохновлялось идеями Толстого и тактики «малых дел» русских народников.
У Co-Op есть политическая организация — Co-operative Party, действующая совместно с лейбористской. В некоторых округах кандидаты выступают на выборах по одному «билету» — совместно. Союз между лейбористами и кооператорами настолько тесный, что о партии часто забывают. Между тем у нее более 30 депутатов в парламенте. Так что удар по Кооперативному банку бумерангом прошелся и по лейбористам. К тому же выяснилось еще, что теневой министр финансов Эд Боллс получил заем от банка в 50 тысяч фунтов, а вся лейбористская партия — 18 миллионов, в том числе 1,2 миллиона на льготных условиях уже в этом году, когда было известно, в каком сложном положении находится банк. А сам Флауэрс был членом делового совета при лидере лейбористской партии Эде Милибанде.
Пока неясно, что будет с банком. По последним сообщениям, не исключена возможность, что его возьмет под контроль центробанк — Банк Англии. Преподобный Флауэрс стал посмешищем всей страны. Пострадал и бренд народного Co-Op. Насколько, покажет время.