«Роснефть» идет в Китай через Казахстан
Лента новостей
«Роснефть» будет поставлять нефть в Китай через Казахстан. «Транснефть» из-за этого может недосчитаться 150-200 млн долларов выручки
Россия и Казахстан нашли новую почву для сотрудничества, точнее трубу. Государственные нефтяные компании стран — «Роснефть», «Казмунайгаз» и «КазТрансОйл» — подписали предварительный договор транспортировки нефти через территорию Казахстана. Документ был подписан в присутствии президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Подписи под документом поставили президент «Роснефти» Игорь Сечин, глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев и «КазТрансОйла» Каиргельды Кабылдин.
Конечная цель маршрута — Китай. Для транспортировки российской нефти в Поднебесную через Казахстан будет использоваться нефтепровод Атасу-Алашанькоу. Министр энергетики России Александр Новак уточнил, что с 2014 года поставки в Китай по этому маршруту составят 7 миллионов тонн в год.
Схема поставок нефти в Китай через Казахстан не нова, и ранее подобный маршрут использовали «Газпром нефть» и «ТНК-BP», которую недавно приобрела «Роснефть». Но экспорт этих компаний в Поднебесную значительно уступал планам «Роснефти».
За последние полгода госкомпания подписала целый ряд крупных контрактов с китайскими партнерами. В частности, заключенное несколько недель назад соглашение с Sinopec подразумевает поставку 100 миллионов тонн нефти с 1 января 2014 года и в течение 10 лет. Цена вопроса — 85 миллиардов долларов, четверть из которых «Роснефть» получит в качестве предоплаты. Полгода назад «Роснефть» подписала еще ряд крупных контрактов с другой китайской госкомпанией CNPC. Всего в ближайшие 25 лет российской компании предстоит отправить в Китай 720 миллионов тонн нефти.
Долгое время основным маршрутом транспортировки был нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), строительство которого в декабре прошлого года завершила «Транснефть». Но уже через несколько месяцев после этого «Роснефть» подписала новые соглашения о поставках нефти в Китай и заявила о необходимости расширения трубопровода. В результате несколько месяцев подряд две российские госкомпании спорили, кто же должен финансировать расширение ВСТО и каким образом. Результатом спора стало заявление о достижении взаимоприемлемых договоренностей и работа на основе принципа софинансирования.
Хотя спор официально между «Транснефтью» и «Роснефтью» завершен, в последнее время нефтедобывающая компания столкнулась сразу с двумя новыми рисками. Интерес к экспорту своей нефти через ВСТО начали проявлять и другие компании, ищущие возможности продавать свою продукцию на премиальном азиатско-тихоокеанском рынке. Недавно о своем желании экспортировать больше нефти по ВСТО объявила «Газпром нефть»; более активное использование нефтепровода рассматривает ЛУКОЙЛ.
На этом фоне «Транснефть», по неофициальным данным, предложила правительству рассмотреть возможность повышения с 1 января 2014 года экспортных тарифов на прокачку нефти по ВСТО. «Учитывая, что ВСТО почти полностью загружен и доля «Роснефти» в использовании этого канала увеличиться не может, и одновременные планы по повышению тарифа, стремление госкомпании искать альтернативные марштруты логично», — заявил BFM.ru источник в нефтяной отрасли.
Именно в период конфронтации с нефтепроводной монополией «Роснефть» всерьез и задумалась о поставках части нефти в Китай через Казахстан, тем самым уменьшая взаимодействие с «Транснефтью». Первоначально планировалось, что поставки через Казахстан будут оформлены в виде своповых операций: физически свою нефть в Китай будет поставлять «КазМунайГаз», а «Роснефть» возмещала бы ему эту нефть через поставки аналогичных объемов на Павлодарский НПЗ. Однако от такого варианта стороны отказались, поскольку возникли споры о том, кто должен платить экспортные пошлины.
Зато идея прямого транзита нашла понимание у всех сторон. Поддержит такую схему и Китай. Давний партнер «Роснефти» — китайская CNPC — владеет половиной нефтепровода Атасу-Алашанькоу. Хотя труба и построена несколько лет назад, она до последнего времени была загружена менее чем на половину, а перекачка нефти российской компании позволит это исправить.
В любом случае, главным «пострадавшим» в такой схеме окажется «Транснефть». «7 миллионов тонн нефти будут перекинуты с других направлений нефтетранспортной монополии. Изъятие такого объема приведет тому, что компания недополучит 150-200 миллионов долларов выручки», — рассчитал аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин.
С представителем «Транснефти» BFM.ru связаться не удалось.