«Сколково» заподозрили в нецелевом использовании десятков миллиардов
Лента новостей
По итогам проверки деятельности Фонда «Сколково» Генпрокуратура заявила об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств на сумму более 125 млрд рублей
Генпрокуратура сегодня заявила о результатах проверки деятельности Фонда «Сколково». Итоги ошеломляют. Надзорное ведомство сообщило об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств на сумму более 125 млрд рублей, которые планируется выделить в рамках государственной целевой подпрограммы по созданию и развитию инновационного центра.
Двум вице-президентам Фонда за ненадлежащее организационное руководство и координацию деятельности по реализации проекта «Сколково» объявлены выговоры.
Скорее всего, этим дело не закончится. Теперь оценку выявленным нарушениям должен будет дать Следственный комитет.
В «Сколково» изначально заявили, что у фонда нет документов Генпрокуратуры о выявленных нарушениях и утверждали, что узнали о них из СМИ.
Позже вице-президент фонда заявил, что «Сколково» уже устранил часть нарушений, выявленных в результате проверки Генпрокуратуры.
50 млрд расходовались бесконтрольно
Проверяющие выявили целый ряд фактов по «расточительному расходованию средств в ущерб интересам государства» в Фонде «Сколково». Всего в 2010-2012 годах иннограду было выделено около 50 миллиардов.
Установлено, что сотрудники фонда не только существенно завышали стоимость работ по заключаемым договорам, но также размещали бюджетные средства в банках по заниженным процентным ставках в интересах кредитных учреждений.
При этом отсутствовал бюджетный контроль за расходованием государственных средств и не были утверждены конкретные целевые показатели деятельности фонда «Сколково».
Все это привело к тому, что более 22 млрд рублей, полученных из федерального бюджета, «размещались на депозитах, направлялись на приобретение векселей (ценных бумаг) по процентной ставке значительно ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также размещались на депозитах, под низкие процентные ставки, в интересах коммерческого банка».
Генпрокуратура подробно поведала о десятках выявленных нарушений.
Так, по данным надзорного ведомства, в марте прошлого года фонд заключил два договора на создание рекламных видеоматериалов продолжительностью 60, 30 и 10 секунд общей стоимостью 54 млн рублей. Однако оказалось, что рыночная стоимость выполненных работ не превышает и 5 млн. «В результате завышения цены договоров фонду причинен ущерб в сумме 49 млн рублей», — констатировала прокуратура.
Список выявленных нарушений занял полторы страницы.
Генпрокуратура сообщила, что только на оказание консультационных услуг Фондом «Сколково» было заключено более 200 договоров общей стоимостью 0,6 млрд руб. При этом были выявлены факты завышения стоимости выполненных работ, что причинило ущерб в размере свыше 400 млн руб.
Выяснилось, что на 16 млн рублей была завышена стоимость услуг по восьми договорам с физическими лицами в области образования, о проведении семинаров, по содействию руководству в развитии инфраструктуры Центра, по анализу деятельности Фонда.
К слову, эта информация не стала сюрпризом. Весной этого года разгорелся скандал, который касался оплаты фондом «Сколково» услуг депутата Госдумы Ильи Пономарева: ему перечислили в 2011-2012 годах 750 тысяч долларов за десять лекций в ряде городов России и научно-исследовательскую работу. В итоге суд обязал парламентария вернуть фонду «Сколково» часть денег — 3 млн рублей. Служители Фемиды пришли к выводу, что часть работ Пономаревым выполнена не была.
Читайте также: Пономарев вернет «Сколково» треть стоимости своих лекций
Эти нарушения были выявлены после того, как в апреле СКР возбудил уголовное дело о растрате средств фонда (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Впрочем, обвинения до сих пор никому не предъявили. Вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова, перечислившего деньги депутату, на всякий случай решили от работы отстранить.
Читайте также: Бывший вице-президент «Сколково» Бельтюков провел день в СКР
Вот, что заявил по поводу новых претензий к фонду«Сколково» Business FM депутат Госдумы Илья Пономарев.
Сейчас Генпрокуратура заявляет о гораздо больших нарушениях, нежели оплата услуг депутата.
Она отмечает, что ненадлежащее осуществление Фондом контроля за целевым использованием предоставленных грантов привело к тому, что средства выводились из сферы инноваций с использованием «теневых» финансовых схем в офшоры на счета фиктивных организаций.
СК обязан будет отреагировать
Все это не может остаться без реакции Следственного комитета и высших должностных лиц государства, считает бывший следователь, а ныне председатель Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек» Владимир Жеребенков. «Если они проверку провели, то материалы пойдут не только в Следственный комитет, но также лягут на стол премьеру и президенту. Ведь проект находился под патронажем премьера Дмитрия Медведева. И, если подняли такой шум, то наверху уже решили, что надо реагировать на те хищения, которые происходили в организации», — уверен юрист.
«То, что в Фонде, мягко говоря, воровали, знает вся страна, — продолжает защитник. — Когда создали Фонд «Сколково», он не имел никакой нормативной базы для своей деятельности и вкладывал деньги куда хотел. То есть было личное усмотрение и произвол, а не работа в рамках законодательства. Поэтому и были такие хищения. Какая программа понравилась, туда и вложили», — говорит Жеребенков.
«Скорее всего, будут найдены некие «стрелочники»
Он прогнозирует, что Следственный комитет обязан будет дать оценку выявленных нарушений в уголовно-правовой сфере. Станет решаться вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Однако это будет непросто. «Привлекать нужно должностное лицо за те полномочия, которые он нарушил или превысил. А как их установить, если у него их фактически не было, так как его деятельность фактически ничем не регламентировалась. Поэтому серьезный юрист всегда скажет: «Господа, извините, он не превысил и не злоупотребил». Хищения же очень сложно доказать, так как инвестиции шли через подставные компании в офшоры, и идентифицировать кто именно переводил деньги, очень трудно», — говорит Жеребенков.
«Скорее всего, будут найдены некие «стрелочники» из среднего или низшего звена руководства, которые уже выехали за границу и прекратили работу в «Сколково». Руководители же скажут: «Мы не знали, мы подписывали в комплекте документы и недоглядели», — прогнозирует адвокат.