Во власть с «уголовкой»
Лента новостей
Сегодня Конституционный суд России проверит закон, запрещающий пожизненно избираться людям, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления
Мнения о законе разделились: одни убеждают, что не стоит пускать во власть криминал, вторые говорят о безотказном инструменте против неугодных оппозиционеров.
В Конституционный суд России обратились три человека, которые в прошлом году не смогли зарегистрироваться на выборах. Все из-за судимости по тяжким преступлениям. Эта норма заработала с мая 2012 года, и только в этом стал понятен масштаб проблемы.
Избирательные комиссии «завернули» документы 150 граждан из-за прошлых прегрешений. На выборах в Екатеринбурге хотели снять Евгения Ройзмана. А оппозиционер Алексей Навальный уверен, что пожизненный запрет ввели специально для него. Так совпало, что после вступления закона в силу в «деле «Кировлеса» сменили статью с растраты (это средняя тяжесть), на хищение — это тяжкое преступление.
«Если мы говорим про Россию, то понятно, под какие цели такие вещи будут реализовываться, — комментирует адвокат Андрей Корельский. — Федеральные выборы не за горами, и понятно, что очень многое количество людей, которые набирают вес в обществе, наверное, могут получать определённую возможность участвовать в федеральных выборах и набирать процент голосов на этих выборах».
В марте этого года депутаты приняли еще один уголовный фильтр. Он вводит пожизненный запрет на избрание в Думу тем же лицам, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления. За месяц до этого об «уголовном» ограничении спросили у главы ЦИК Владимира Чурова. Он ответил образно: «врать и пить воду из унитаза мы вам не советуем».
Комментирует политолог Павел Святенков: «Нас пытаются к такого рода преступлениям отнести. Например, по так называемым экстремистским статьям. Для людей, которые будут осуждены на 100 часов общественных работ, будет заказан вход в политику. Собственно говоря, если человек отбыл наказание, то почему его лишать избирательных прав? А если его преступление столь тяжёлое, что требует дальнейшего наказания, то почему он тогда не в тюрьме»?
В июле через Думу «проскочил» закон, который увеличивает сроки погашения судимости. За тяжкие преступления — до 8 лет, за особо тяжкие — до 10. Эксперты назвали его страховкой на случай, если суд признает пожизненный запрет на участие в выборах не конституционным.