16+
Суббота, 21 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
3 июля 2013, 07:02 Общество

Назван предельный вес «золотых парашютов»

Лента новостей

Минтруда подготовило законопроект, ограничивающий размер «золотых парашютов». Министерство считает, что допустимы выплаты не более чем в шесть месячных окладов

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

«Золотые парашюты» все-таки могут ограничить на законодательном уровне. По крайней мере, в госкомпаниях. Соответствующий законопроект и поправки в «Трудовой кодекс» готовит Минтруда, заявил его руководитель Максим Топилин. «Будет обеспечена прозрачность оплаты труда руководителей госучреждений, упразднена необоснованная дифференциация по зарплате управленческого персонала и работников, ограничены выплаты руководителям государственных компаний», — заявил он.

По предварительной информации, министерство предлагает установить максимальный размер «парашюта» в шесть месячных окладов, минимальный — в три. Такие правила предлагается распространить на руководство госкорпораций и компаний, где доля государства составляет более 50%. К этому перечню относятся шесть госкорпораций — «Ростех», «Росатом», ВЭБ, «Олимпстрой», АСВ и Фонд содействия реформированию ЖКХ — и ряд крупнейших компаний страны, как РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Объеденная судостроительная корпорация», «Объеденная авиастроительная корпорация» и ряд других компаний.

Читайте также: Сколько стоит российский топ-менеджмент (инфографика)

При этом на компенсации смогут претендовать только топ-менеджеры, уволенные решением государства, являющегося собственником компании, и одновременно не нарушившие законодательство. Если же руководитель уходит из компании по соглашению сторон, то на парашют он рассчитывать не сможет.

Однако причитающиеся отпускные и иные гарантированные пособия должны быть выплачены. В пояснительной записке к законопроекту, опубликованному на портале раскрытия нормативно-правовых актов, отмечено, что это правило будет распространяться на генерального директора, его заместителей, работающих по трудовому договору членов правления, и на главного бухгалтера.

Предложения министерства более консервативны по сравнению с инициативой Народного фронта. Его представители ранее заявляли о согласии ограничить максимальный размер выплат 18 месячными зарплатами. Такое предложение поддерживали и в РСПП.

Дискуссия о размере «золотых парашютов» в России идет давно. Например, два года назад Минфин добился того, чтобы подобные выплаты все-таки облагались 13-процентым налогом.

Сейчас поводом к ужесточению законодательства стал «парашют», выплаченный бывшему главе «Ростелекома» Александру Провоторову. Размер выплат — 30 млн рублей премии и 200 млн рублей компенсации за досрочно разорванный по инициативе нанимателя контракт. Сам Провоторов обещал отдать деньги на благотворительность.

Буквально через несколько дней после увольнения Провоторова проходил первый съезд Общероссийского народного фронта, где депутат-единоросс Валерий Трапезников обратился к президенту Вламидиру Путину с вопросом: «Ростелеком» — 200 млн при увольнении. Россиянам это непонятно. Что он — лауреат Нобелевской премии? Я не против того, чтобы они много получали, но не такие же максимальные пределы».

«Мы такие ограничения должны продумать и ввести. Они не должны дестимулировать менеджмент высокого класса к активной, эффективной и полезной работе, но все-таки должны быть какие-то здравые ограничения. Давайте подумаем и внесем соответствующие предложения», — ответил глава государства и поручил правительству к 1 июля подготовить соответствующие предложения.

Однако, как показывает собранная BFM.ru статистика, крупнейшие «парашютисты» связаны с частными, а не государственными компаниями. На этом фоне случай с Провоторовым смотрится скорее исключением.

Безусловно, в государственных и связанных с ними компаниях бывают подобные прецеденты, но число их и размер фигурирующих сумм меньше, чем в случае с частными компаниями. Самый масштабный «позолоченный десант» из компании, связанной с государством, был зафиксирован в 2007 году. Тогда завершалась реорганизация РАО «ЕЭС России» и не сработавшиеся с новым собственником руководители «дочек» бывшей монополии очень часто получали щедрые отступные.

Например, гендиректор ОГК-6 Валентин Санько и его зам Алексей Селяков получили 132 млн рублей; 16 руководителей ОГК-2 стали богаче на 557 млн рублей. Примечательно, что собственником ОГК-2 и ОГК-6 является государственный «Газпром» и монополия так и не сумела отсудить «парашюты» обратно.

«Золотые парашюты» действительно применяются в основном в частных компаниях. Кандидаты, намеревающиеся работать в госкомпаниях, уже заранее осознают специфику такой деятельности, поэтому, ограничение компенсации при увольнении не станет единственным фактором, влияющим на выбор ими места работы», отмечает заместитель генерального директора кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина. Что касается предлагаемого Минтруда лимита, то, по мнению эксперта, куда более эффективным была бы его привязка не к размеру зарплаты как таковой, а к эффективности конкретного менеджера, и качеству реализованных им проектов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию