Общественное телевидение России уже в эфире
Лента новостей
Общественное телевидение России в эфире. В полдень в России началось вещание нового федерального телеканала. Эксперты увидели ориентированость на старшее поколение, эксплутацию ностальгических настроений и отсутствие острых общественно-политических тем
Сегодня в полдень началось вещание Общественного телевидения России, созданного по инициативе Дмитрия Медведева.
В первый день в сетке вещания — «Большая страна». Это про регионы.
Программа «Это вы можете» — про народных умельцев. Как тут не вспомнить «Очумелые ручки» и подобную советскую программу о современных Кулибиных.
Есть еще про пионеров — тоже отсыл в прошлое.
Сегодня также запланированы программа о российской деревне, документальное кино, молодежная программа и «Прямая речь главы телеканала Анатолия Лысенко», вечером — художественный фильм «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен».
По первому впечатлению ОТР напоминает телевидение советских времен и пока явно рассчитано на возрастную аудиторию, считает ректор российской Академии медиа Андрей Новиков-Ланской: «Ощущение, скорее, технического характера, потому что ни в моем кабельном пакете, который я обычно смотрю, не появился этот канал, и в Интернете его посмотреть трудно — подвисает. То немногое, что удалось увидеть, возвращает нас к ностальгическим чувствам, возвращает в прошлое. Само оформление, сама подача, сам музыкальный ряд, дизайн — все это до боли знакомые детские картинки, детские впечатления. Это, конечно, советская стилистика, немного разбавленная современными технологиями. Это не хорошо и не плохо, это просто должно быть адекватно той аудитории, на которую это рассчитано. Исходя из того, как сделан канал, это все-таки старшее поколение — это люди не слишком современные, не слишком динамичные, не очень вписавшиеся в современную жизнь, это люди, скорее всего, в регионах. Это достаточно провинциальная картинка: это было видно из новостей, это было видно из многих заставок. Не столько контент идет, сколько реклама самого канала. Они показывают, о чем они будут говорить. Это интерес к региональным вопросам. Наверное, общественная повестка — когда вскрываются какие-то проблемы, не очень острые, вполне бытовые. Это на самом деле не очень интересно современной аудитории, но это очень привычно региональной и старшей аудитории. Фильмы про пионерский лагерь - это та же ностальгическая отсылка, которая видна в каждом кадре».
По предварительным оценкам, охват аудитории ОТР составит не менее 90 млн человек. На телеканале не будет рекламы. Кроме того, в ближайшие 4-5 лет на ОТР не будет спортивных и детских программ.
Проект рождался непросто. В обществе шла бурная дискуссия о том, каким он должен быть. В частности, предполагалось, что это будет независимая структура, где трибуну получит в том числе и политическая оппозиция.
Сейчас это более напоминает социальный канал для тех, кому за 50, считает тележурналист Максим Шевченко: «Новости — такой упор на реальную социалку, уход от имиджа большой пропаганды, от масштабных величин к технологиям малых дел. Я уверен, что у такого телевидения есть достаточно большая аудитория. Огромная. Я даже вижу по московской интеллигенции, условно говоря по тем, кому за 50. Мне кажется, что это их стилистика, тем более, там есть возможность обратной связи».
Телекритик Юрий Богомолов, напротив, считает, что ОТР еще предстоит побороться за свою аудиторию: «Пытаюсь представить аудиторию этого канала. Я думаю, что это будут достаточно разрозненные телезрители, возможно, случайные телезрители, которые листая каналы, будут натыкаться на этот канал. И тут очень важно, насколько будет цеплять то, что показывают. Сегодня показали слет кладоискателей и митинг обманутых дольщиков».
«Конечно же, первый день он показательный, в некотором роде это заявка на будущее, и некоторые программы будут жить дальше. Все вместить, все задумки в первый день нельзя. Канал будет четко ориентироваться, в том числе на регионы нашей страны. Безусловно, будет продолжена тема науки, технологии, бизнеса, получит дальнейшее развитие тема молодежи и молодежных программ, потому что это очень важно, и мы считаем это одно из главных направлений канала в будущем», — говорит Business FM председатель Наблюдательного совета ОТР Михаил Островский.
Интерес для молодежи такой контент может представлять только археологический, полагают эксперты. По мнению телекритика Юрия Богомолова, ОТР может претендовать на лавры телеканала «Ностальгия»: «Все программы откровенно отсылают нас к прошлому отечественному телевидению, не худшему прошлому. Они хотят быть в стороне от политических баталий, от трудных социальных вопросов, от трудных тем, они хотят, видимо, остаться то ли в стороне, то ли посередке между главными федеральными каналами и «Дождем».
Уже сейчас понятно, что политическая повестка в сетке достаточно сдержанная. В этой связи говорить о конкретных перспективах общественного телевидения очень сложно, считает Андрей Новиков-Ланской: «С одной стороны, г-н Лысенко — человек очень творческий и гибкий, тонко понимающий общественную ситуацию. И он, вообщем, не позволит превратить это во что-то скучное. Но, с другой стороны, конечно, это государственный канал и, очевидно, что государственно общественно-политическая повестка в новостных передачах тоже продиктована администрацией президента. То есть в этом смысле сейчас очень шаткое такое состояние у канала».
ОТР доступно на 25-ой кнопке «Акадо», а также на платформах «НТВ+» и «Триколор». Основная проблема телеканала сейчас — деньги. Еще в марте гендиректор канала говорил, что 600 миллионов рублей, из 1,5-миллиардного кредита ВЭБа уже удалось вернуть, но сейчас нужно еще 700. Уже просили у Минфина, а теперь обратились в Роспечать.