Скандал в семействе Ли: много шума из-за 1 миллиарда
Лента новостей
Имущественный скандал в семействе владельцев крупнейшего в мире электронного концерна Samsung поставил под угрозу упорядоченную передачу контроля от одного поколения семьи Ли к другому
Годовой объем продаж южнокорейского гиганта составляет 234 млрд долл — это больше, чем экономика Сингапура, или 20% ВВП Южной Кореи.
Родственники главы компании Samsung Electronics Ли Кун Хи, самого богатого человека Южной Кореи, оспаривают часть его активов на сумму 1 млрд долл. Сам предприниматель, как предполагает Reuters, едва ли явится в суд.
По масштабам Samsung даже миллиард долларов — не та сумма, которая сама по себе может отразиться на положении компании. Проблема в том, что судебное заседание назначено всего на следующий день после важнейшего корпоративного события — мировой премьеры последней модели смартфона Galaxy S3. И все эти дрязги способны повлиять на то, насколько успешно со временем пройдет передача дел от Ли Кун Хи к его единственному сыну, Джей Ли.
Ли Кун Хи принадлежит 41,52 млн акций, или 20,76% компании Samsung Life. Это страховая компания, которая имеет ключевое значение с точки зрения запутанной системы владения активами Samsung Group. 38,7 млн акций (19,34%) Samsung Life находится в собственности управляющей зоопарком компании Samsung Everland (ее бумаги не торгуются на бирже), которая, в свою очередь, является крупнейшим акционером самого ценного актива группы, Samsung Electronics.
Samsung Electronics — диверсифицированный промышленный конгломерат. Основной бизнес представляет производство и продажа электротехники — телевизоров, мониторов, комплектующих для компьютеров и бытовой техники. Занимает первое место на мировом рынке смартфонов и второе на рынке планшетных компьютеров. Продукция реализуется более чем в 120 странах. По итогам 2011 года выручка составила 42,4 млрд долларов, чистая прибыль — 11,53 млрд долларов.
Ли Менг Хи, старший брат Ли Кун Хи, утверждает, что последний тайно унаследовал принадлежавших отцу обоих, основателю группы Ли Чен Болю, активов на сумму 3,8 млрд долл. Речь идет преимущественно об акциях Samsung Life. При этом младший из сыновей основателя скрыл этот факт от своих родственников, которые также могли претендовать на доли наследства, что, собственно, они сейчас и делают.
Менг Хи, среди прочего, требует передать ему 8,24 млн акций Samsung Life, находящиеся в собственности его младшего брата Кун Хи.
Со своей стороны, Ли Сок Хи, старшая сестра Кун Хи, хочет получить от него 2,23 млн акций той же компании.
Вместе старшая сестра и старший брат Кун Хи претендуют на четверть его акций компании Samsung Life.
Корни нынешних семейных дрязг уходят в скандальную историю четырехлетней давности о неуплате налогов Ли Кун Хи. Недоимка образовалась в процессе перевода Кун Хи части акций Samsung Life на предъявителя в именные бумаги. Главный юрист Samsung тогда сообщил, что дело нечисто. Кун Хи и компания отрицали какие-либо злоупотребления. Кун Хи были предъявлены обвинения, но впоследствии он был амнистирован президентом Южной Кореи. С этого момента кое-что из того, как в семье Ли управляют своей империей, и стало достоянием гласности.
Samsung Group имеет 17 котирующихся на бирже компаний и 64 компании, чьи бумаги не торгуются на бирже. Интересы группы простираются от электроники до строительства гостиниц и модной индустрии.
Как замечает Reuters, публичные скандалы в семье Ли — крайне необычное дело. Тем более, когда они сопряжены с личными оскорблениями. Старший из братьев Ли (ему за восемьдесят) назвал младшего (которому под восемьдесят) «жадным» и «ребячливым». Со своей стороны, Ли Кун Хи напомнил, что покойный отец и основатель Samsung не случайно обошел старшего брата и поставил во главе семейного предприятия младшего из сыновей.
Отец участников тяжбы, Ли Бен Чоль, — легенда Южной Кореи. Он основал компанию в 1938 году, когда Корея еще была японской колонией, и начинал с торговли рисовой мукой, а затем разбогател на продаже рисовой водки и пива после высадки американских войск на Корейском полуострове. Однако в годы войны между Севером и Югом собственность предпринимателя была разграблена, и он был вынужден начинать с нуля. Согласно семейному преданию, начальный капитал для нового предприятия Ли был найден на пепелище его сгоревшего дома: там обнаружился ящик с деньгами.
Ли провел свою компанию сквозь тяжелые испытания в годы сменявших одна другую военных диктатур, к одной из которых он был слишком близок, за что последующая отправила его в тюрьму по обвинению в неуплате налогов (эти обвинения, как можно заметить, преследуют и его младшего сына).
Следующий правитель Южной Кореи освободил из тюрьмы Ли Бен Чоля, и с тех пор могущество клана владельцев Samsung только росло.