Операторы почти забыли про «голос»
Лента новостей
Основной темой российского рынка телекоммуникаций, по мнению представителей большинства компаний-участников, в 2010 году стало развитие мобильного Интернета
Основной темой российского рынка телекоммуникаций, по мнению представителей большинства компаний-участников, в 2010 году стало развитие мобильного Интернета. Активное развертывание сетей 3G, запуски услуг для мобильного широкополосного доступа (ШПД), обсуждение возможных претендентов на частоты, пригодные для связи четвертого поколения, а также конвергентные продукты от операторов сотовой связи — те аспекты бизнеса, которые вышли на первый план и будут оставаться актуальными в ближайшем будущем. Об итогах уходящего года и планах на следующий BFM.ru рассказали представители компаний, работающих в сфере телекоммуникаций в России.
Главной тенденцией телеком-рынка компании, принявшие участие в опросе BFM.ru, не сговариваясь, назвали рост проникновения и объемов потребления мобильного Интернета.
Директор бизнес-единицы «МТС Россия» Александр Поповский наиболее значимыми для компании событиями года назвал активное развертывание сетей 3G и запуск ряда услуг для мобильного ШПД. «Кроме того, стоит отметить диверсификацию услуг мобильной связи, запуск услуги «Мобильная коммерция», предоставляющей возможность осуществления платежей со счета мобильного телефона; развитие сегмента M2M — когда передача данных происходит между устройствами», — рассказал Поповский.
Появление новых услуг, по мнению директора «МТС Россия», обусловлено, с одной стороны, потребностями рынка, а с другой — возможностью операторов эти услуги предоставлять. В частности, на развитие новых направлений деятельности повлияли такие факторы, как получение в самом конце 2009 года разрешения на развертывание сети 3G вне зданий в Москве, изменения в законодательстве, позволившие развивать новые услуги, в том числе мобильную коммерцию, появление новых устройств, обеспечивающих возможность передачи данных, загрузки и просмотра контента в мобильных сетях и т. д.
По прогнозам Александра Поповского, в следующем году продолжат развиваться предложения для мобильного доступа в Интернет, а также пакетные конвергентные услуги. Будут также развиваться мобильная коммерция и контентные проекты.
Генеральный директор компании «Скай Линк» Гульнара Хасьянова считает, что в 2010 году мобильный Интернет из экзотики перешел в стандартную потребительскую корзину, но основным источником дохода операторов все же остался голосовой сегмент.
«Все операторы мобильной связи пытались обеспечить приемлемое покрытие 3G-сетей, но столкнулись с тем, что в высоких диапазонах это сделать невозможно. Для «Скай Линка» важнейшим событием этого года, помимо смены акционера, стало получение разрешения на использование частот 2,1 ГГц, которого мы ждали 5 лет. Теперь мы получили техническую возможность для массового набора абонентов и развития двухдиапазонной сети, которая позволяет обеспечить как покрытие, так и емкость», — рассказала она BFM.ru.
«В следующем году все операторы будут делать активные шаги в направлении LTE, — убеждена Гульнара Хасьянова, — Уже сейчас мы видим первые признаки работающих сетей в мире. Для нашей страны это реальный шанс преодолеть цифровой разрыв и перейти из второго поколения мобильной связи сразу в четвертое. Но важно понимать, что этот шанс зависит от выбора используемой частоты. В плане применения LTE наиболее благоприятным для российских операторов было бы строительство сетей в одном диапазоне с одним или несколькими мировыми лидерами, так как с точки зрения стоимости и доступности оборудования это дает наиболее простые, быстрые и дешевые решения, что, в конечном счете, и определяет как эффективность инвестиций, так и реальную доступность услуг для конечного потребителя».
Первый заместитель гендиректора компании «МегаФон» по операционной деятельности Валерий Ермаков, подводя итоги уходящего года, отметил, что важнейшим событием года для компании и крупнейшей в ее истории сделкой стало приобретение группы компаний «Синтерра». По мнению Ермакова, это поможет «МегаФону в ближайшее время стать «сильным универсальным оператором».
Точками роста бизнеса в 2011 году первый заместитель гендиректора «МегаФона» назвал передачу данных и высокие объемы потребления. «В России сегодня доля доходов от передачи данных составляет всего лишь 10%, в то время как у ведущих мировых операторов это 30–40%», — заявил он. «Мы продолжим развивать сети третьего поколения, чтобы предоставлять услуги мобильного Интернета более чем 95% населения страны», — пообещал Ермаков.
Исполнительный вице-президент компании «ВымпелКом» по развитию бизнеса на массовом рынке Дмитрий Плесконос важнейшими задачами компании также назвал развитие широкополосного интернет-доступа — как в мобильном, так и в фиксированном сегменте. «В условиях высокого спроса на передачу данных, развитие сетей 3G и FTTB продолжает оставаться нашим стратегическим приоритетом. Также мы планируем расширять набор пакетных решений как для частных, так и для бизнес-клиентов, в полном объеме используя наши возможности интегрированного оператора», — заявил он.
Помимо этого, в следующем году «ВымпелКом» собирается продолжать развитие услуги «Домашнее цифровое телевидение». «В настоящее время жители ряда городов Центральной части России, Поволжья и Юга могут воспользоваться данной услугой, в 2011 году мы планируем существенное расширение географии данного сервиса», — сказал Плесконос.
По мнению президента компании «Tele2 Россия» Дмитрия Страшнова, главной темой уходящего года в российском телекоме стало обсуждение возможных претендентов на диапазоны 4G. «Вокруг распределения частотного ресурса для внедрения этой технологии страсти кипели весь год, и определенности нет до сих пор. Все основные игроки телеком-рынка России выразили свою готовность развивать LTE, осталось обеспечить прозрачность и справедливость распределения соответствующего частотного ресурса», — считает он.
По прогнозам главы «Tele2 Россия», объемы потребления трафика в мобильном ШПД продолжат свой рост, и основной темой в следующем году останется LTE. «Но, по мере эволюции от пилотных зон к коммерческой эксплуатации, обсуждение перейдет в более практическую плоскость, как это происходит в Европе и США — строительство сетей, доступность терминалов, новые приложения и поддержка голосовых услуг. Конечно же, для этого необходимо, чтобы вопрос с распределением частот был решен открыто и справедливо. Предполагаем, что смогут найти свое применение и реальные практические опыты построения и коммерческой эксплуатации LTE, например, опыт Tele2 в Швеции», — считает Страшнов.